Законопроект о лотереях и лотерейной деятельности был внесен в парламент в 2013 году. Заканчивается 2014 год, но закон так и не принят. Прекратилось и его обсуждение. Что или кто тормозит принятие нового закона, мы спросили у эксперта лотерейного рынка Александра Лупачева.
Проект Закона «О лотереях и лотерейной деятельности», вынесенный на обсуждение в 2013 году, был возвращен на доработку. В 2014 году вышел другой проект, который по словам экспертов концептуально менял вектор развития лотерейного рынка. Причем изменения были по нраву далеко не всем.
Александр Лупачев, генеральный директор ТОО «Лотос НС»:
— Если говорить о первой версии (хотя и до этого были другие версии проекта), то нас — организаторов классических видов лотерей такая версия закона вполне устраивала, но она не устраивала деятелей, которые проводят электронные видеолотереи. Все дело в лотерейном билете! Вернее, в его фактическом (материальном) отсутствии или наличии. Первая версия проекта Закона, п.6.четко давала определение лотерейному билету: лотерейный билет — бумажный документ, имеющий степени защиты от подделок и кодированный цифровым образом носитель информации (в случае использования данного вида лотерейного билета), необходимый для установления с абсолютной степенью достоверности факта выпадения или невыпадения на него выигрыша в лотереях, и соответствующий требованиям условий проведения лотерей. Поясню, эта формулировка даёт понятие, что есть лотерейный билет и ключевое слово здесь – БУМАЖНЫЙ документ — носитель информации. Иными словами, для участия в лотереи вы должны получить этот бумажный лотерейный билет, и посмотреть какой результат (исход) в этом билете либо под стираемым покрытием в мгновенных лотереях, либо выбранные цифровые комбинации – в тиражных лотереях, по факту проведения розыгрыша тиража. Вот это и не устраивало деятелей, которые проводят электронные видеолотереи. В концепции их игры, не предусмотрено в принципе наличие бумажного лотерейного билета. Скажу больше, на сегодняшний день и понятия ЭЛЕКТРОННОЙ лотереи – тоже нет. С одной стороны, нет прямых запретов на проведение электронных лотерей, а с другой – никто и не разрешал проведение таких лотерейных проектов. А эта сфера деятельности подлежит лицензированию. Поэтому в 2014 году и вышел «доработанный» проект закона, вернее даже не «вышел», а как мне кажется, был спущен сверху. Этот проект полностью был «заточен» под электронную лотерею и более того, полностью устранял бы все остальные моментальные лотереи с рынка, вернее — организаторов лотерей. Более того, последняя версия законопроекта прямо нарушает другие действующие законы РК. Мы насчитали 12 таких коллизий. Естественно, что такая версия законопроекта не выдержит правовую экспертизу. Да и экспертизы общественных организаций по этой версии законопроекта тоже были отрицательными. Последняя редакция направлена на «типа» законную монополизацию лотерейного рынка 2-3 компаниями и легализацию электронной видеолотереи, с размытыми и двойственными понятиями. По сути – терминал электронной лотереи мало чем отличается от игрового аппарата, разве что исходы (результаты) подгружаются посредством средств интернет коммуникаций в терминал, а не генерируются игровой платой в процессе игры.
Один терминал электронной лотереи приносит в среднем 50–100 долларов в день
На сегодняшний день нет четкого разграничения определений игрового и лотерейного бизнеса. В прошлом году мажилисмен Рауан Шаекин даже предлагал приравнять лотереи к азартным играм и не выносить в отдельный закон нормы о лотерейной деятельности. Эксперты соглашаются, эти два направления имеют много общего, но различий – ещё больше.
Игорный бизнес |
Лотерейный бизнес |
размер выигрыша зависит от размера ставки и размера фиксированного коэффициента выплаты определяемым по заранее заданному алгоритму. (В такой ситуации, сумма выигрыша может значительно превышать сумму ставок). Иными словами, в игровом бизнесе деньги игрового заведения ставятся против денег игрока. |
существует понятие призового фонда, определенной суммы денежных средств которая формируется из денег, поступивших от продажи лотерейных билетов (лотерейных ставок). В лотереи не может быть выигрыша, большего по сумме, чем сумма сформированного призового фонда. |
Отсутствие лотерейного билета, выдаваемого до проведения розыгрыша тиража призового фонда. (В игровых автоматах — отсутствие механизма проверки игроком полученного исхода.) |
Обязательное наличие бумажного лотерейного билета с зафиксированными лотерейными ставками, выдаваемого до проведения розыгрыша тиража в тиражных лотереях. (В тиражных лотереях – происходит фиксация ставки до проведения розыгрыша тиража). В мгновенных лотереях – факт и размер выигрыша обозначены изначально, на стадии изготовления лотерейных билетов и скрыты под стираемым покрытием, либо иным способом. |
Нет понятия призового фонда и четких обязательств организатора по выплате выигрышей. В игровых аппаратах размер выигрышей и общий процент выплаты может устанавливаться и меняться программно, на усмотрение владельца. |
Существует понятия призового фонда и фиксация размера призового фонда. Порядок и сроки выплаты регулируется утвержденными условиями лотереи, инструктивно-методическим материалом и нормами ГК РК (ст.913 ГК РК). |
Распределение выигрышей регулируется аппаратными и программными способами. |
Распределение выигрышей регулируется условиями лотереи. |
Нет процедуры регистрации и проверки деятельности организатора игорного бизнеса. |
Предусмотрена процедура регистрации каждого вида лотереи с указанием, наименованием лотереи, количества реализуемых лотерейных билетов, размера призового фонда, мест реализации лотереи, количестве и наименовании агентов (реализаторов) лотерейных билетов. (Требования налогового кодекса РК) |
Стоимость ставки определяется игроком. Возможность поставить 1/2,1/4,1/8 и т.д. от ограниченного минимума. (применимо к рулетке). В игровых аппаратах выбор номинала осуществляется из нескольких вариантов. |
Стоимость лотерейного билета строго фиксирована и прописана в условиях лотереи (в любых лотереях). |
— Сейчас идет планомерное развитие электронной видеолотереи и постепенное затухание классических лотерей. Оно и понятно. Классические (бумажные) виды лотерей и без того несут огромную финансовую нагрузку в виде затрат на реализацию и изготовление лотерейных билетов. А конкурировать с игровым (а-ля «лотерейными») терминалами лотерейщикам крайне сложно. Не та динамика, не та играбельность. Потом, реальным лотерейщикам нельзя каким то способом укрыть или спрятать доходы от реализации лотереи, т.к. изначально любая эмиссия лотерейных билетов регистрируется в НУ МФ РК по количеству и фиксированному размеру ПФ, так же регистрируются все агенты лотерей и места реализации лотерейных билетов. В электронных «лотереях» всё иначе…
«Государство получит дырку от бублика, а не доход от лотереи»
Так, по приблизительным подсчетам Александра Лупачева, один терминал электронной лотереи приносит в среднем 50–100 долларов в день. Если умножить эту сумму на количество терминалов и количество дней в году, получается около 10 миллиардов тенге в год. Даже с вычетом обязательных налоговых отчислений и агентского вознаграждения остается около 6 миллиардов тенге! При этом, емкость рынка бумажных лотерей составляет, по данным эксперта, не более 700–900 миллионов тенге в год.
— При дальнейшем попустительстве властей и развитии электронных лотерей – повторится ситуация 2007 года, когда запретили игровой бизнес вне специальных зон. Электронную лотерею так же либо переведут в отдельные зоны, либо просто запретят. Существует и другой вариант развития событий. Электронную лотерею всё же легализуют, под девизом «… передовых инновационных технологий проведения лотерей…» и тогда электронная лотерея получит новый виток развития и популяризации, уже на законном основании, а потом, но несколько позже — повторится ситуация 2007 года, когда запретили игровой бизнес по тем же причинам и последствиям. Возможно в последнем случае, будет создана альтернатива участия в Европейских или Американских лотереях посредством интернет технологий, только само государство (в этом случае) вообще получит «дырку от бублика».
В итоге, нынешняя редакция законопроекта так и «повисла в воздухе». Что, в общем то, не сильно огорчает представителей традиционного лотерейного бизнеса.
— Для начала надо создать реестр всех легальных лотерейных проектов и разместить его на государственном интернет ресурсе, где каждый бы мог видеть не только паспортные данные лотереи (т.е. наименование лотереи, вид лотереи, правила выплаты выигрышей, размер призового фонда, виды лотерейных билетов и т.д.), но и где (и кем) эта лотерея реализуется. Это не трудно, т.к. все эти данные легальные лотерейщики подают в НК МФ при регистрации лотерейного проекта. Второе – необходимо дополнить действующее постановление Правительства РК от 28.12.12 № 1716 значениями понятий. Что бы было понятно, что есть лотерейный билет, что есть призовой фонд, что есть лотерейное оборудование, что есть лотерея, и т.д. Я считаю, что это одно из самых важных упущений, которые были допущены при выходе постановления. Сейчас нет трактовки понятий вообще. Третье – надо внести изменения в НК РК в части использования ККМ при продаже бумажных лотерейных билетов. Только в РК есть абсурдная норма выбивать чек за билет. Четвертое – запретить проведение мгновенных лотерей, без использования бумажного лотерейного билета, как документа необходимого для установления с абсолютной степенью достоверности факта выпадения или невыпадения на него выигрыша. Да, это даст время и возможность игрокам думать и анализировать о необходимости следующей ставки. И пятое – необходимо четко разграничить определения игрового и лотерейного бизнеса.
Напомним, законопроект «О лотереях и лотерейной деятельности» представил 28 октября 2013 года председатель агентства по делам спорта и физической культуры Ерлан Кожагапанов. Поводом для разработки изменений в закон послужили данные генеральной прокуратуры, которые зафиксировали множество нарушений финансового и правового порядка «значительно подрывающие доверие населения к участию в лотереях» при отсутствии законодательного регулирования данной сферы.