Акимы — мини-президенты, министерство нацэкономики — государство в государстве, а Тасмагамбетов — по-прежнему в «тузах», считает политолог Досым Сатпаев. Это варианты ответа эксперта на наш вопрос: кто влиятельнее: исполнительная власть на местах или члены правительства?
Элита исполнительной власти в Казахстане представлена членами правительства, областными акимами и акимами городов республиканского значения. Как правило, все они политические «тяжеловесы», которые являются основными рычагами управления страной. Кто влиятельнее из них, мы спросили у известного политолога Досыма Сатпаева.
Исходя из подробного портрета представителей региональных элит, можно сказать, что добрая половина областных акимов — представители «старой гвардии». Каждый из них — весомая фигура, которой вполне по силам тяжелое бремя исполнительной власти на местах.
Досым Сатпаев, политолог:
— Если речь идет о фактическом положении вещей, то выходит, то что акимы работают в более комфортных условиях, потому что их регион — это такое мини-государство, где многие акимы чувствуют себя мини-президентами. Поэтому часто и возникает ситуация, когда во многих регионах аким — это царь и бог, который, естественно, подчиняется только главе государства, его назначившему. Еще одна структура, которая довлеет над региональной элитой — это администрация президента, которая в определенной степени влияет и на кадровые вопросы.
И если каждый аким, как говорится, в своем поле — агроном, то не каждый министр имеет реальное влияние на политическом олимпе Казахстана. Досым Сатпаев сегодня выделяет несколько ключевых постов в правительстве.
— Если речь идет о бюрократической иерархии, то понятно, что статус министра формально выше, чем статус акима, тем более после последней реорганизации правительства, когда появилось 5 новых мега-министерств. Министерство национальной экономики или министерство энергетики, на самом деле, — государства в государстве. Потому что под этой крышей объединились и другие госструктуры. Там сейчас колоссальные бюджеты, очень серьезная ответственность, с точки зрения государственных программ. Поэтому понятно, что статус этих министров очень весомый и очень серьезный. Тем более, что они отвечают за реализацию многих экономических проектов, в том числе и в регионах.
Впрочем, зачастую результат их работы напрямую зависит от областных акимов, отмечает политолог.
— Когда речь идет о региональной политике, то там от акимов очень многое зависит. Они могут помочь в реализации экономических программ, где-то, наоборот, могут саботировать либо не очень эффективно реализовывать.
Кроме того, в Казахстане зачастую не должность красит человека, а человек должность, констатирует Досым Сатпаев.
— В наших условиях должность не всегда является прямой характеристикой реального влияния того или иного человека. Были прецеденты, когда тяжеловесы, действительно, занимали формально не очень значительную должность, но не выпадали из системы и рассматривались в качестве очень серьезных центров влияния. Так было в свое время с Нуртаем Абыкаевым, который занимал пост посла Казахстана в России. Многие тогда его пытались «списать» в связи с определенными кадровыми изменениями. Тогда я уже заявлял о том, что люди такого калибра из системы не выпадают, в любом случае они вернутся. Чуть позже так и получилось, он занял один из ключевых постов — председателя Комитета национальной безопасности. То же самое касается Имангали Тасмагамбетова. Формально пост министра обороны даже в рамках нашего правительства традиционно не считался ключевым в отличие от поста министра национальной экономики или министра энергетики, но сам факт появления Имангали Тасмагамбетова на этом посту вызвал больше комментариев, больше интереса, чем, например, уход Серика Ахметова с этого поста. Потому что все понимают, что Тасмагамбетов — фигура довольно серьезная, тяжеловес, любое его перемещение по горизонтали и вертикали не говорит о том, что он выпадает из «старой гвардии», в которую входит очень давно.
Продолжение следует.