Поблекшая и облупившаяся поверхность стенной росписи когда-то напоминала водителям , что они достигли одной из крайних точек Великой империи: на росписи мускулистый красноармеец, вглядывающийся вдаль через бинокль на пограничной вышке, внизу которой сидит служебная собака, впереди — милитаризованная граница с Китаем. Сегодня на место русских пришли казахи, у которых много денег от продажи нефти и планов громадье, и планы эти соответствуют их территории. Заскочив на подножку движущегося локомотива новой региональной суперимперии, Казахстан строит сухой порт и железнодорожный терминал на станции Хоргос, в пустыне на востоке страны, которые помогут Китаю реализовать его многомиллиардный проект «Новый Шелковый путь».
Китайские товары хотят в Европу, их все больше и больше, но вот маршрут! Сроки доставки буквально стопорят растущую китайскую экономику. Транспортировка из внутренних областей Китая до моря и далее через половину Земного шара занимает практически 60 дней — вечность, когда речь идет, например, о последних моделях iPad и других товарах, классифицируемых как «товары быстрой моды». Казахстан в свою очередь предлагает внутриконтинентальный маршрут. Поезд из Чонгсинга на юго-западе Китая до Дуйсбурга в Германии, находящегося на расстоянии в 10 800 километров, добирается до точки назначения через Казахстан, Россию, Беларусь и Польшу примерно за 14 дней.
Национальная компания «Казахстан темир жолы» обещает потратить 44 миллиарда долларов США в ближайшие 5 лет на развитие этой магистрали. За первый год работы нового хоргосского комплекса (он был запущен в конце 2012 г.), объем 40-футовых контейнеров, следующих из Китая в Европу, вырос на 80% и составил 6600 ед. В этом году планируется довести количество этих контейнеров до 10 000 — и это самые умеренные прогнозы. Ерхат Искалиев, руководитель государственной транспортной компании «Казлоджистикс» говорит, что к 2020 г., Хоргос будет приносить по 3,5 миллиарда долларов США ежегодно.
Сейчас большинство контейнеров все еще едут морем. Пока что это куда дешевле, чем внутриконтинентальные перевозки через Казахстан — по 4000 долларов США на контейнер морем против 9000 — сушей. Но ниша рынка морских перевозок продолжает сокращаться, потому что обратное направление составов продвигается европейскими производителями, отправляющими в Китай свои дорогие товары, например, роскошные автомобили. Роналд Клейвегт, человек, управляющий логистикой компании «Хьюлетт-Паккард» в Азии сообщает, что 2014 г. стал первым годом, когда существенно выросли объемы грузоотправлений из Европы на Восток. Железная дорога идеально вписывается в видение президента Китая, пробивающего дорогу для «Нового Шелкового пути» как альтернативы морям, контролируемым США. 8 ноября 2014 года руководитель Китая объявил о выделении 40 миллиардов долларов США на «ломку узкого горлышка бутылки в коммуникациях Азии».
Успех, тем не менее, зависит от России — соперника Китая в борьбе за влияние на Центральную Азию. В первую очередь надо помнить, что именно российские проекты добавили пара развитию транспортировки в Евразии. В 2011 г., Казахстан совместно с Россией и Беларусью сформировал Таможенный союз, который в январе преобразуется в новое союзное объединение. Критики данного проекта из числа граждан Казахстана говорят, что новый союз является попыткой Путина восстановить советскую империю. Многие казахи были встревожены, когда в августе Путин унизил Казахстан, сказав, что в истории казахского народа государства раньше не было, и потом организовал учения ВС РФ вблизи границы России и Казахстана.
Новый общий рынок вытеснил взяткоемкие таможенные посты на границах России и Казахстана и России и Беларуси. Мистер Клеййвегт приветствует Таможенный союз за то, что он устранил «горлышки бутылок» на таможне и сократил время следования к точке назначения на 4-6 дней. С другой стороны, он предупреждает, что напряженность в отношениях России и Запада делает маршрут уязвимым. В октябре Россия пригрозила заблокировать поступление западных продовольственных товаров через границы с Казахстаном и Беларусью, чтобы усилить контрсанкции, последовавшие после того, как Запад ополчился против России за присоединение Крыма и вмешательства в дела Украины. А что насчет Казахстана? Украинский кризис и падение цен на нефть влияют на Казахстан так, что руководству этой республики пришлось на треть урезать свой бюджет роста на 2014 г.
Грандиозные планы часто приносят непропрционально высокие прибыли малым элитным группам, в то время как в стране существует мало механизмов, гарантирующих транспарентность системы распределения государственных денег. Рассказы о коррупции на государственных границах Казахстана «не способствуют формированию образа государства, которое хотело бы стать более открытым и больше торговать», как сказал Лука Анкещи, профессор, изучающий Казахстан в университете Глазго. Коррупция простирается с высшего уровня до самых низов. 30 октября арестован за организацию и пособничество обороту взяток руководитель пограничной службы республики.
Есть еще один многомиллиардный проект на Хоргосе — зона свободной торговли, которую открыли в 2011 г. Этот проект также может послужить предостережением. Китайцы построили гостевые домики, банки и торговые центры на своей стороне. Несмотря на все обещания, Казахстан установил некоторое количество ржавых киосков в пустыне, где разочарованные китайские туристы покупают мороженое, делают странные фото и идут домой, хихикая. Г-н Анкещи говорит, что многие инфраструктурные проекты в Казахстане реализуются ради тщеславия. “Когда сравниваешь декларации и материальное воплощение, показать особо нечего.”
Есть много причин, по которым состав сходит с рельс.
Источник : The Economist.