Стоимость бензина по мере поставки нефти с крупнейших месторождений Карачаганак, Тенгиз и Кашаган на три НПЗ страны возрастет, однако не достигнет отметки 350-370 тенге за литр, считает первый вице-министр энергетики РК Узакбай Карабалин, передает КазТАГ.
«На самом деле на заводы сегодня поставляют не эти три компании (операторы Карачаганака, Тенгиза и Кашагана), которые на этих трех заводах, а другие компании, в том числе и казмунайгазовские компании: УзеньМунайГаз, МангистауМунайГаз, в том числе компания ПетроКазахстан. Они поставляют в основном ту нефть, которая необходима для переработки. На сегодняшний день идет разведка открытия некоторых месторождений, идет развитие других месторождений. Мы думаем, что в любом случае доля этих месторождений на обеспечении нефтеперерабатывающих заводов будет значительная», — сказал У. Карабалин на брифинге.
«Другое дело, что, если мы захотим покупать нефть с этих крупных месторождений, например, прибавление до 25-30% легкой нефти, такой как с Тенгиза, значительно повышает выход бензинов и легкой фракции. В таком случае, конечно, возможно некоторое повышение цен, но именно до 300 с лишним тенге — такого, я думаю, не будет», — добавил он.
Напомним, депутат сената парламента РК, экс-глава АО «НК «КазМунайГаз» Ляззат Киинов сообщил, что в случае повышения внутренних цен на нефть до уровня мировых литр бензина в Казахстане будет стоить 1,5 евро.
«Крупные западные компании не хотят поставлять нефть на внутреннюю переработку по внутренней цене, а только по мировой цене. Если мы будем получать нефть по мировой цене на наши заводы, то бензин АИ-95/96 будет стоить 1,3 или 1,5 евро за литр, или 350-370 тенге за литр. Сравните с сегодняшними ценами», — сказал Л. Киинов на пленарном заседании палаты 25 ноября.
«Поэтому в этих условиях нам необходимо, как бы тяжело ни было, продолжить финансирование поисково-разведочных работ. Потому что кризисы тяжелых времен пройдут и появится возможность резко поднять экономику, а этого мы не сможем сделать, если не будет к тому моменту решен вопрос обеспечения нашей промышленности минерально-сырьевой базой. Поэтому я предлагаю правительству найти возможность рассмотреть в бюджете, как минимум, 1,5-2 млрд тенге на 2015 год на эти работы и продолжить финансирование поисково-разведочных работ и в последующие годы», — добавил он.
Л. Киинов отметил, что Казахстан, добывая порядка 82 млн тонн нефти ежегодно, не может обеспечить поставку 16 млн тонн нефти для переработки на местные НПЗ.
«После реконструкции нам надо будет поставлять на наши заводы 19-19,5 млн тонн нефти и тогда вопрос, как решить поставку такого объема на внутреннюю переработку, станет еще острее», — сказал он.
При этом, напомнил Л. Киинов, все казахстанские нефтяные месторождения были открыты еще во времена СССР, включая Тенгиз с Кашаганом.
«Сегодня все эти месторождения работают на поздней стадии разработки, истощаются, а новых пока нет. Кстати, надо отметить, что месторождения Тенгиз и Карачаганак были открыты в последние годы существования Советского союза, а месторождение Кашаган было открыто и названо специалистом «Мангышлакнефти», а не западными компаниями, как многие думают», — сказал он.
«По-хорошему, любое государство должно постоянно проводить разведочные работы, чтобы открытые запасы минеральных ресурсов обеспечивали потребность государства на 30 лет вперед. Так работают все развитые государства. Мы сегодня не можем похвастать своей работой в этом направлении, и это может сказаться на экономике нашей страны уже в ближайшие 5-10 лет. Поэтому было бы правильно резко активизировать работу по поиску и разведке полезных ископаемых, в том числе нефти и газа», — отметил он.
«На мой взгляд, эту работу необходимо проводить силами государства и только казахстанскими компаниями. Хочу еще раз обратить внимание — только казахстанскими компаниями, а потом уже, если будут открытия, доли этих месторождений можно продавать иностранным инвесторам. Это было бы правильно и дороже, то есть прибыльнее, и на наших условиях», — резюмировал он.