Интервью с директором «Алматыэнергосбыт» Михаилом Гамбургером.
— Есть побасенка ленинской поры, но суть ее важна и сегодня. Провели в колхоз свет. Приехал лектор и объясняет товарищам колхозникам, что теперь в домах у них будет светло. Какие вопросы? Встает пожилой человек и говорит: «Милый человек, ты нам про минусы и плюсы не толкуй. Скажи: как по этим тоненьким проводам керосин в лампу попадает?» Вот примерно на таком уровне интересная категория блондинок спрашивает: а кто в выключателе свет дает?
— Вопрос хороший. Хочу сказать, что ученики 2 и 3 класса знают, откуда берется свет. Сегодня вся электроэнергия вырабатывается на электростанциях республики. Потом по национальной, затем региональной сети попадает в Алматы и доходит до счетчика каждой квартиры потребителей. Электроэнергии в городе достаточно, чтобы каждый житель потреблял столько, сколько ему нужно.
— Разговор обо всем и ни о чем. В вашем монологе я понял, что там электроэнергию производят, там подают, а вы ее, Михаил Генадьевич, продаете. Что за тройственный союз?
— Это не тройственный союз. В 2006 году в Законе об энергетике было прописано, чтобы все функции в энергетике были разделены. Производящие организации производят, энергопередающие должны передавать и следить за качеством электроэнергии и состоянием подстанций, а энергосбыт, представителем которого я являюсь, должен обеспечить население 100 % потреблением. И если сегодня спросить жителей, то они не помнят, когда у них отключали свет. А вспомните — в 2005-2006 годах свет отключали целыми районами»
— Не важно, это отключение во всем городе или только у меня в подъезде. Но у меня дома нет света. Народ давно подметил, электричество — как воздух. Когда есть, мы его не замечаем. Когда нет, не знаем, что делать. Потому что телевизор не работает. Холодильник протекает. Уроки делать не можем. В Интернет не могу войти. Кто и когда придумал разделить функции, а потом руководить этими рычагами? Пусть они производят, а вы доставляйте и продавайте.
— Я не видел, чтобы потребитель покупал телевизор за деньги с завода-производителя. И нас не интересует — кто производит, на каком транспорте доставлен. Мы смотрим марку и цену. Тот, кто производит, не отвечает за то, каким транспортом привезли телевизор до вашего дома. Речь об этом.
— Еще 50 лет назад Аркадий Райкин говорил. «Кто рукав пришивал? Крепко сидит. Кто пуговицы пришивал? Претензий нет. Но костюмчик сидит косо». И никто не виноват. А я вас спрашиваю: кто виноват, когда в моей квартире гаснет свет?
— Хороший вопрос.
— Я вам больше скажу. Все считают, что виноваты Вы – Михаил Генадьевич Гамбургер. Потому что деньги платим Вам.
— Согласен. Крайним должен быть я. Почему? Потому что сегодня, открыв счет для потребителя, мы вступаем в договорные отношения. Одна сторона вы – потребитель. А другая сторона – я, энергоснабжающая организация. В договоре прописано, что я в любое время дня и ночи обязуюсь доставлять нужный вам объем электроэнергии. Когда пропадает свет, мы определяем причину. Телефон: 356 99 99 или 399 99 00
— Я записываю.
— Это наш контакт-центр, который в считанные минуты определит причину отключения. Если произошла авария на сетях, вы обязательно будете об этом знать.
— Давайте перейдем к тарифам. Из чего они образуются?
— Я говорил, как попадает свет в лампочку и в розетку. Первое – стоимость электроэнергии, которую мы покупаем на станциях. Чтобы электроснабжение было надежным, покупаем на 6-7 станциях. Все станции работают стабильно. Но мы стараемся покупать более дешевую электроэнергию.
— Мы – это город Алматы и область.
— В зависимости от топлива цена на электростанциях заметно отличается. Если на Иртышском каскаде стоит 4 тенге, то на наших станциях — 8 тенге. Потому что там — вода, а здесь – уголь. На мазутных станциях стоит 6 тенге. На встречах меня спрашивают: «А почему вы там не покупаете?» Но там тоже живут люди – пенсионеры, дети. Электроэнергия, которая вырабатывается в Усть-Каменогорске, остается там и в области. Поэтому мы покупаем с разных источников. Это первая составляющая тарифа. Покупаем с Экибастуза, Жамбыла, иногда покупаем паводковую электроэнергию с Иртыша. Все это нужно догнать до города. Здесь сети Национальной компании KEGOС. Было принято правильное решение, что сети, напряжением 220 и выше не должны попасть в частные руки. У KEGOC стратегическое направление и свой тариф. Компания следит за этими сетями, обновляет, модернизирует. Это вторая составляющая тарифа. Составляет 20 %. Теперь мы догнали электроэнергию до сетей ЖК. У них свой тариф на передачу. Получается — сначала цена за стоимость электроэнергии, потом за передачу.
— И ваша маржа за ее продажу.
— Да. Она составляет 0,3 %.
-Готовясь к передаче, я вспомнил один детский стишок. Хотя он в свое время был опубликован в журнале «Крокодил». Создание дочерних сыновьих предприятий, использующих один продукт для получения прибыли.
Вова с Таней мяч катали.
Ребятишки так играли.
Тут пришел сосед их Миша.
Мячик стал кататься тише.
Нужно Мишу бы убрать.
Но Мише не во что играть.
-Миша не будет получать зарплату. О чем я с вами и говорил в начале. Может, все-таки, упростить эту схему. Вот производитель – вот потребитель. И только один передатчик между ними. Тогда не будет ни холдингов, ни акционерных обществ, объединяющих несколько директоров, советы директоров. Ведь, все ездят на машинах, у всех кабинеты, секретарши. Я может за больное? Ничего?
— Нет. Это не больное. Разделение функций сделано правильно. У вас 2 часа не было света. Вы в Экибастуз позвоните и спросите у директора. Он вырабатывает 1000 МВт. Снабжает половину Казахстана. Естественно, вы ответа не получите. Позвоните в KEGOC. Вам скажут: «В вашем направлении вся отпущенная со станции электроэнергия пришла». Почему мы создали контакт-центр? Это требование времени. Когда гаснет целый район, около 1000 квартир. И все звонят. Диспетчер вместо того, чтобы исправлять неполадки, только отвечает на звонки. На все 1000 он ответить не может. Идут звонки в акимат. Такой плохой нам не ответил. Прежде чем создать контакт-центр мы побывали в России и других странах. Мы развиваемся в этом направлении. В смене сидит 20 операторов. Они отвечают на все вопросы. Если сравнить первый год работы и сегодня – это небо и земля. Их обучают. Они владеют всей ситуацией в городе. Отвечают по всем тарифам.
— Как экономить электроэнергию? Весь мир стоит на страже своих материальных интересов. А материальный интерес – это заплатить меньше за свет, потребляя больше. Меньше заплатить за тепло, но чтобы всегда было тепло в доме. То есть энергоносители работают на износ, при этом деньгами потребителей источники не восстановить. Да и платить бы меньше. Помните, какая PR компания была с этими энергосберегающими лампочками? Мой умный сосед посчитал, что за год у него сгорело энергосберегающих лампочек на сумму, которой можно погашать за свет 5 лет. Что в этом плане делается?
— Действительно была большая PR компания. Закон запрещал выпуск лампочек накаливания. Человек, о котором вы говорите, не мог…
— Одна лампочка стоит 1500 тенге.
— Значит он покупал лампочки не за 1500 тенге, а за 300 тенге, китайские и низкого качества. Меня спрашивают: А сколько у тебя энергосберегающих лампочек? Я говорю: Все. Не могу сказать, что я меняю каждый год по 5-6 лампочек. Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Купите хорошую лампочку. Сегодня возникла проблема с утилизацией этих лампочек. У нас в Алматы оказалось всего два пункта, где можно их утилизировать. Так еще и нужно было заплатить 70 тенге за это. И потребитель сказал: «Я выкину эту лампочку в мусор. Пусть ваш озоновый слой дырявится». За лампочку и еще за дорогу надо платить. Новые технологии стоят дороже. Мы покупаем эти лампочки. Если бы у нас было бы свое производство, было бы дешевле.
— То есть, мы все еще маленький ребенок, который становится на ножки, учится ходить.
— А вопрос экономии стоял, стоит и будет стоять. 2-3 года назад были ролики о том, как экономить электроэнергию. Выпустили дневник.
— Да. Очень была хорошая штучка. Если потратить полчаса и почитать, полезно.
— Был случай. Приходит потребитель и говорит: «Я очень экономная. Мало потребляю свет. А счетчик крутит очень много. Даже когда ничего не горит. Ко мне подсел сосед». Понятно, что мы принимаем обращение потребителя. Отправляем бригаду технического аудита. Отключаем все розетки – счетчик не крутится. Женщина удивляется. Оказывается, все наши бытовые приборы, когда они подключены, работают в спящем режиме. А значит потребляют энергию. Женщина была удивлена. Что теперь все выдергивать?
— Что-то мы подсчитывали. Три телевизора и холодильник в спящем режиме – это лампочка в 60 Вт, горящая круглые сутки.
— Нужно покупать современную бытовую технику. Помните, когда раньше работали холодильники, лампочки моргали. А еще кому-то нравится, когда в квартире светло. Платить приходится больше. Есть люди, которые потребляют 30 к/Вт в месяц.
— Это реально?
— Реально. Это горький пример экономии электроэнергии. Когда пенсионер один живет. Зимой он радуется, не нужно включать холодильник. Он слушает только новости, потом телевизор отключает. У него одна лампочка. Почитал и спать. Это не пример для подражания. Есть люди, которые потребляют на 5000-6000 тенге. Поэтому есть дифференцированные тарифы.
— А какой максимум потребления на бытовом уровне?
— Не могу сказать. Современные квартиры с большой площадью и коттеджи потребляют больше.
— А кто больше всех задолжал? Какие суммы?
— Когда мы начинали как компания энергосбыта доля неплатежей была 20%. Это очень много. Сегодня не больше 10%. Мы проводим работу с потребителями. В законе написано, электроэнергия – это товар. Потребил – заплати. Кто-то думает, что забудут или проскочит. Ничего не забывается и не проскакивает. Все в компьютере. Поэтому заранее предупредив, производим выключение. Много работают юристы – деньги через суд. Мне понравился опыт России. У нас есть база «Беркут», куда попадают неплательщики алиментов, штрафов в ГАИ. А в России в базу попадают все неплательщики по коммунальному хозяйству. И при продаже машины, квартиры, при выезде за пределы города, неплательщику выставляется счет. Либо вы оплачиваете в кассе рядом, либо возвращаетесь домой. И оказалось, что в первые дни, как ввели систему, огромные деньги попали в доход государству. Надеюсь, что эту систему введут и у нас. Об этом говорил и аким города, и в Правительстве.
— Долги надо платить – это незыблемо. Подведу такой итог. Энергосоставляющая жилищного хозяйства Алматы находится на подъеме. Тем не менее горожане хотят, чтобы чуть-чуть снизился тариф. Пока это невозможно. Поэтому, уходя, гасите свет. Да будет свет в наших жилищах! Спасибо!