«Сколько бились за Таможенный cоюз и все коту под хвост. Опять ввели внутренние границы, хотя ТС предполагает их отсутствие и свободное перемещение товаров. По правилам Таможенного союза, Путин не мог ввести санкции в одностороннем порядке, но он это сделал. Он же крутой, на правила плевал. Вот и нет больше Таможенного союза», — заявил российский оппозиционный политик Борис Немцов после того, как Россия вернула внутренние границы между странами Таможенного союза.
О том, что Таможенный союз трещит по швам, говорят и наши экономисты и политологи. Но при этом, в отличие от российских коллег, не верят, что договор прекратил свое существование ни де-юре, ни де-факто. По их мнению, ситуацию еще можно исправить.
Токтар Есеркепов, экономист, директор института системного исследования казахстанского общества:
— Де-юре Таможенный союз есть. Если мы нарушим его условия, Россия сразу о своих правах заговорит. На правах доминирующего. Расторгнуть Таможенный союз — немного поспешное решение, мы должны были думать об этом раньше. А у нас и тогда все в спешке было принято. Я как специалист с самого начала считал, что все делается слишком быстро. Любой здравомыслящий экономист скажет, прежде чем идти на интеграцию, надо начинать с кооперации, с сотрудничества. Это шаги, которые должны быть последовательными, мы переступили, сразу пошли в интеграцию. Хотели семимильными шагами пойти, теперь пожинаем плоды. Нам обещали горы благ, но мы ничего не видим, встает вопрос об ответственности. Специалисты же с самого начала говорили! Элементарно, когда мы идем к какому-то союзу, в первую очередь страна должна использовать свои внутренние источники развития. И только, когда внутренних источников развития не достает, тогда надо подключать внешние — вроде ТС.
Теперь правительства должны сесть за стол переговоров. Можно приостановить, притормозить действия Таможенного союза, определить последствия, подвести итоги действия ТС, определить плюсы и минусы ТС, исходя из этого принять взвешенное решение.
Расул Жумалы, политолог:
— Де юре он существует, и де-факто существует. Но усиливаются сомнения в целесообразности существования ТС, для Казахстана изначально это было контрпродуктивно. Фактически, этим Таможенным союзом мы закрылись от окружающего мира, от 200 государств высокими российскими таможенными пошлинами. Сейчас своими односторонними шагами Россия идет еще дальше. Нивелируется все то, что прописывалось как успех, какие-то достижения ТС, а вместе с этим усиливаются сомнения в отношении Евразийского экономического союза. О каком союзе может идти речь, если между партнерами вот такие, мягко говоря, натянутые отношения, торговые войны. Сейчас, когда действуют российские санкции, и есть подозрение, что товары из третьих государств попадают на рынок России через Беларусь и Казахстан, Россия и вовсе вводит новые таможенные границы. То есть сама идея создания ТС, в основе которой было стирание таможенных границ, сейчас сводится на нет.
Конечно, очень много воды утекло, очень много мы упустили и в отношении наших товаропроизводителей, и в отношении МСБ. У нас проблемы с бензином, постоянный рост цен, потому что у нас открытая граница и товары, в случае их дешевизны, утекают на российский рынок. Мы сами себя загнали в этот угол. И сейчас не поздно еще отыграть назад. Не поздно говорить, что эти соглашения должны соблюдать интересы Казахстана. Мы не должны дружить и сотрудничать в ущерб себе. Никто не против сотрудничества с Россией и Беларусью, но не в ущерб интересам Казахстана и не в ущерб нашему сотрудничеству с другими государствами. Все это надо пересматривать, а допущены были серьезные промахи.
Напомним, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации (Россельхознадзор) ужесточила транзит растительной продукции и мяса в Казахстан. С 30 ноября транзит продовольствия через Россию в Казахстан и другие страны будет разрешен только через пункты пропуска на российском участке границы Таможенного союза.