С 2015 г. пятый класс топлива в России могут начать облагать дополнительным акцизом в размере 1 руб. на литр, сообщает «Коммерсантъ». По подсчетам «Ъ», рост акцизов может привести к повышению стоимости бензина с 2015 г. на 14-15% с учетом инфляции. Соответствующие поправки 5 ноября будут обсуждать в комитете Госдумы по бюджету и налогам.
Если соответствующие поправки будут приняты Госдумой, цена на бензин в Казахстане вырастет со 100%-ой вероятностью, говорит Сергей Смирнов, аналитик нефтегазового сектора:
— Конечно поднимется. Наши власти же заявляют, что цена на бензин у нас должна быть равна ценам на бензин в России. Следовательно, они тоже будут гнаться за этими акцизами. У нас и без этого бы подняли, даже если бы в России не поднимались цены. Они и сейчас выше чем у нас. Дело в том, что у них там другой бензин. У нас класс Евро 2 выпускают, там уже про Евро 2 давно забыли, такой бензин вообще не производится. Они производят бензин класса евро 4, евро 5 — более высокого экологического качества, меньше примесей, он по этой составляющей уже дороже нашего бензина, не говоря уже о налогах.
— Сколько будет стоить бензин?
— Совершенно невозможно прогнозировать сколько будет стоить бензин. Посмотрите, как у нас поднимаются цены! Сначала они подняли цены на дизтопливо в мае на 13 тенге, и цена на дизтопливо и бензин 92-ой стала абсолютно одинаковой. Потом, в конце августа, они подняли цену на 92-ой, но опять же на те же самые 13 тенге. Хотя официально они везде заявляют, что у них существует формула для расчета розничных регулируемых цен. В ней где-то около 14 параметров, в том числе стоимость барреля нефти, курс доллара. Но мы видим, что это абсолютно не работает. В августе уже началось падение цен на нефть, эта составляющая должна была как-то отразиться на цене. А она не отразилась. Они просто вернулись к старому соотношению между дизтопливом и бензином, получается. Помните, несколько лет назад нефть стоила 145 долларов за баррель. Тогда бензин стоил дешевле, чем сейчас, когда баррель стоит 85 долларов. По факту цена нефти абсолютно в ценообразовании не участвует. Она постоянно только растет, потому что на рынке дефицит. Поэтому насколько цена в этот раз поднимется, совершенно невозможно прогнозировать.
— Мощностей наших заводов хватает, чтобы обеспечить внутренний рынок на 60%. Остальное – импорт, – продолжает эксперт. – Дефицит только растет, количество автотранспорта увеличивается, а мощности заводов – нет. Максимум 14,5 миллиона тонн могут переработать. Власти говорят, что после модернизации НПЗ смогут перерабатывать 18,5 миллиона тонн нефти. Вопрос: «Где они возьмут эти дополнительные миллионы тонн, если налоговая политика ориентирована на экспорт сырья?». На сегодняшний день к нам завозится более миллиона тонн бензина АИ 92 в год. Виновницей дефицита и роста цен на топливо у наших властей постоянно является Россия, как будто она обязана нас обеспечивать бензином, а сами ничего не делают, чтобы обеспечить страну собственным бензином. Бензин завозят даже из не имеющей нефти Белоруссии?!
— Власти провели девальвацию и, очевидно, что не до конца продумали последствия, — говорит Смирнов. — Не предусмотрели, что она крайне тяжело ударит по топливному рынку. Потому что у нас 30-40% бензина завозится из России. И, соответственно, при наших регулируемых ценах он стал непроходным на границе. Рознице невыгодно стало его закупать. 110-115 тенге на границе стоит российский бензин, но его надо же еще сюда доставить, потом хранить эти цистерны, за все надо платить и у них маржа остается совсем небольшая. Кроме того, надо разобраться с оптовиками. Потому что совершенно непрозрачная структура ценообразования у оптовиков. Их никто не проверяет, не контролирует, сговариваются они там или не сговариваются. С этой стороны у них там полнейший беспредел.
— В России в цену на бензин заложен «налоговый маневр». Они каждый год повышают акциз на бензин. За счет этого у них идет рост цен. У нас этого нет. У нас акциз раз в десять меньше, чем в России! Надо менять структуру и нашего налогообразования, налоговую политику в стране. Если мы гонимся за их ценами, то и структуру надо тоже российскую делать. Тогда, покрайней мере, хоть бюджет будет выигрывать: цена повысилась, пошли налоги в бюджет. А у нас цена повышается, деньги идут оптовикам в карман. Сегодня наш бюджет от повышения цен абсолютно ничего не выигрывает.