Есть такие люди: чем больше они говорят, тем больше хочется их слушать. Затягивают, околдовывают. Ноэль Шаяхметов из таких — очаровал нашу Бабу Ягу, но ушел, не женившись. Это интервью с продюсером «Радио NS» обо всем подряд: о PINK FLOYD и понтах казахстанских поп-звезд, о том, с чего вдруг Путин любит хоккей и почему золотой век казахстанского радио позади, но все лучшее — впереди. Читаешь и отдыхаешь. Попробуйте!
— Обладатель многих профессий – продюсер «Радио NS», ведущий, хоккеист и орнитолог — Ноэль Шаяхметов у нас в гостях. Смотрю на свое перо и вопрос: куда подевались местные скворцы?
— Пропала наблюдательность. Сейчас люди не смотрят себе под ноги и наверх. Только вперед – куда идти, куда дойти. Никто не заметил даже, что у нас нет скворцов. Те скворцы, которых мы наблюдали в детстве, они за городом. А в городе — скворцы из Афганистана.
— А кто их сюда звал?
— В 1963 году сюда завезли партию скворцов из Узбекистана, чтобы акклиматизировать их в Алма-Ате. И выпустили в районе зоопарка. Они питались дармовой пищей зоопарка. Потом расселились по прилавкам. И сейчас здесь.
— Когда ты родился?
— Я родился в жаркий июльский день. Есть такой персонаж Пер Ноэль. Аналог французского Деда Мороза.
-А почему тебе дали такое имя?
— Я с детства почти до армии стеснялся своего имени. Мне оно не нравилось, какое-то французское. Но в 1977 году я прочитал книгу «Тайны имен». Оказалось, что мое имя арабское и переводится как «достигающий своей цели». И мне оно понравилось.
— А можно ли сказать, что ты достиг своей цели?
— Вообще, я достигаю своего. Даже если на это уходят годы или десятилетия.
— Значит, ты много лет назад ставил цель возглавлять национальную сеть. Сколько лет уже возглавляешь? Как успехи?
— 6 лет. Об успехе должны говорить слушатели.
— Ты человек не с улицы. А то частенько сажают кого-то извне. Ты — радиоведущий. Есть самая старая программа в городе «Музыка нашего поколения». Расскажи о ней.
— Это музыка моего поколения. Тех, кто родился в 60-е годы и позже. Радует, что у этой программы есть слушатели, родившиеся и в 90-е, и в 2000-е. Потому что это классическая музыка. Классический рок. Классический бит. То, что сейчас называют ретро-музыка. Начиная от Beatles по стилю, заканчивая Pink Floyd.
— Каким образом удалось сохранить эту программу? Много программ появлялось и, изжив себя, исчезало.
— Не знаю, как это получается. Но интерес в том, что мы копаемся в архивах. Мой компаньон Сергей Ермаков — он коллекционер виниловых пластинок. Более 4000 пластинок! Там я нахожу то, что интересно слушателям. Что забыли совсем.
— Сергей Ермаков — старый рок-н-рольщик? Знаю-знаю.
— Да. Человек энциклопедических знаний. С ним можно и нужно вести программы. Он, не заходя в Интернет, расскажет о любой группе 50-х, 60-х, 70-х годов. Настоящая находка для меня.
— На «Радио NS» частенько приезжают именитые звезды. Чем они запомнились? Что они из себя представляют?
— За 20 лет посещало «Радио NS» много гостей. Это отличие радиостанции. Звезды всегда приходят в студию. «Радио NS» была популярнейшей станцией в 90-е и 2000-е. Сейчас она тоже интересна слушателям. У нас были Demis Russos, Лев Лещенко, Алла Пугачева. Из последних пришлось по душе интервью с Андреем Макаревичем от Татьяны Рау. 20 лет назад я брал у него интервью, и он был совсем другим, более молодым. Сейчас лишнего не скажет. Еще Дибров – очень интересный, талантливый человек. Он близок мне по музыке, по инструментам, по гитарам. Я сам — старый музыкант. Уже не играю. Еще он очень хорошо знает историю Казахстана, чего многие у нас не знают. Слушать его интервью было очень интересно. Мы не только звезд приглашаем. К нам приходят и простые люди. Пришла директор трамваев и депо. Она рассказала историю трамвая и как будет развиваться этот транспорт. В Европе трамвай «на руках носят». А у нас этот вид загибается. Было интересно услышать мнение, что это оптимальный транспорт. Мне одинаково интересны известные люди и люди из народа.
— А какая отличительная черта у звезд зарубежных и наших? Казахстанские звезды зажравшиеся на нет, хотя бездарность редкая.
— Вы очень наблюдательны и правы. Я 90% наших звезд называю казахстанской самодеятельностью. Самодеятельность толковая, а профессионалов мало. Недавно я встречался с креативным продюсером Pink Floyd Олди Расселом. Он 1946 года рождения. Был очень близким другом Сида Баррета, организовавшим группу Pink Floyd. Он и сейчас дружит с гитаристами группы. Друг Пола Маккартни. Человек с большим опытом за спиной и очень многими проектами. В 1995 году он снял фильм про гастроли Пола Маккартни в Нью-Йорке. Снимал фильм о Led Zeppelin «Без свинца». Человеку есть, чем гордиться. Но он нереально простой парень. Первый раз меня видит — обнял. Мы пили чай в гостинице. Интервью было рассчитано на 20 минут. Мы разговаривали 40 минут. Я сидел и удивлялся, насколько просты люди. Он остался в истории как режиссер и друг музыкантов, внесших большой вклад в культуру. Никакой звездности – просто хороший парень. Часто встречаюсь с нашими звездами, у них даже охрана есть. Кто на них вообще может напасть?
— Скворцы, наверное. Заклюют.
— Я знаю таких, которые даже не поют. За них поют другие. Вышли на сцену, рот открывали и то не в такт. Мне всегда интересно: поет группа — 5 девушек или 5 парней — поют друг за другом, а голос один. Думаю, как они это делают?
— Виртуозы. На Западе, если споешь под фонограмму – конец. А у нас делай, что хочешь. Я, Баба Яга, сейчас буду вам петь. Кто-нибудь следит за этим?
— Никто не следит. А поют они на корпоративах. Там, где пьют. А когда человек пьет, ему все равно фонограмма или нет. Я всегда удивляюсь: Дворец Республики, полный зал. На сцене стоит один человек и поет. А музыка играет, как целый оркестр!
— Это же обман. А вот если у меня певческий талант? Я приду к вам на радио: послушали – понравилось. Запустите в эфир бесплатно?
— Запустим. Наше радио тем и ценится, что ротация бесплатная.
— А то такую чушь поют за деньги.
— Не обязательно обладать особыми ушами, чтобы услышать мелодию и хорошее пение. Можно ротироваться на нашем радио. Но таких немного. Зато мы себя оградили от большого количества бездарщины.
— А кто следит за тем, что звучит в эфире?
— Целая команда. Один человек не может, так как это будет субъективно.
— Теперь давай с волн эфира спустимся на гладкую поверхность льда. Ты же хоккеист.
— Громко сказано. Я — любитель.
— Любители не ездят на матчи за границу.
— Сейчас есть возможность поехать в любую точку мира со своей командой, поучаствовать. Раньше об этом невозможно было даже мечтать. А сейчас в Алматы более 30 ветеранских хоккейных команд. И они ездят.
— Подожди, подожди. Ничего не понимаю.
— Я родился в хоккейной столице Казахстана — Усть-Каменогорске, поэтому просто обязан был кататься на коньках. Замерзал Иртыш, мы катались. Во дворе были залиты катки. Все катались. Играл в детской команде. Потом переехал в Алматы, в хоккей с мячом играли на стадионе «Динамо». И так было у каждого. А теперь собрались и вошли в ночную хоккейную лигу.
— Интересно.
— Это интересно стало, потому что в России национальную хоккейную лигу поддерживает сам Путин.
— Сам он — дзюдоист.
— В России хоккей всегда был моден. Поддерживается на государственном уровне. Введен детский турнир «Золотая шайба». И вот ночная хоккейная лига — похоже на НХЛ: собираются старички ночью, когда дешевле лед и никто не видит, как мы плохо играем. В прошлом году в России в ночной хоккейной лиге, а в нее входят женские и мужские команды, среди мужских команд кубок выиграла команда Путина, а среди женских команд — наша «Айсулу», то есть базовая сборная девчонок по хоккею. Так что мы тоже играем ночами 2 раза в неделю. И вас приглашаю на лед.
— Цензура. Она существует. Но если вдруг ведущий взорвался, произошла внештатная ситуация. Было ли такое?
— Самое интересное связано с матом. В 90-х все было в новинку. Техника была другая. Мы работали с кассет, с пластинок, CD. Рекламу запускали с катушек. Время было очень интересное и искреннее. Золотая эпоха расцвета радио. И конкуренция, и рейтинги были честные. Потому что рейтинги определял сам народ.
— А сейчас рейтинги покупаются.
-Это секрет. А в 90-е годы люди спокойно выходили в эфир после дня рождения, после чарочки. Сейчас этого невозможно даже представить. Строго сейчас. В 90-е можно было сказать – мы творческие люди, нам надо расслабиться, въехать. Полбутылки человек мог выпить и выйти в эфир весело, разухабисто. Там все ляпы и были. Диджей забыл выключить микрофон. Руководство мониторит программу. Он: «Задолбали! Когда будут платить?».
— Увольнения были?
— Конечно.
— Я как-то летела на метле, включаю приемничек – там человек храпит. Минут 15 храпел. А в другой стране был случай: человек зевнул в эфире – его уволили. Но люди стали просить вернуть его обратно. Почему? Он зевнул так аппетитно, что все захотели спать и уснули. А ведущего вернули обратно. Вот в 90-е были у ведущих поклонницы. Цветы дарили, автографы брали. А сейчас?
— Золотое время радио прошло. Когда-то мы выходили с эфира, стояли вереницей такси. Каждый хотел подвезти ведущего. Естественно, бесплатно. Ко мне как-то подбежали школьницы и просили расписаться на учебниках, дневниках. Непривычно. Нас, ведущих, никто не видит. Но популярность была большая. Сейчас появляется много ведущих. Но никто не помнит их фамилий. До сих пор помнят первых, кто пришел на радио «Максимум» в 92 году — Евгений Бычков, Нурберген Махамбетов, Константин Иванов, Алик Басин, Александр Кириченко.
— Я Кириченко недавно видела.
— Он мне звонил, когда я к вам ехал. Я рассказал ему про вашу программу.
— Привет ему большой передайте. Сейчас время поменялось. Нет куража в эфире. Имена ведущих ничего не говорят. А у тебя есть кумир?
— Я увлекался хоккеем, орнитологией, мечтаю об авиации. Друг хочет посадить меня за штурвал. Но это так дорого.
— Сколько?
— Есть аэродром в Бурундае, Байсерке. Там летные школы. Но дорого очень. За десятки тысяч долларов уходит.
— Ух, ты! Я лучше на метле… А в детстве был кумир?
— В юности до армии я бредил Че Геварой. Начитался книг о нем в серии «Жизнь замечательных людей». Он воевал на Кубе. А я, когда пришел в армию, захотел воевать в Афганистане. Служил я в ГДР. Написал рапорт и чуть было не попал в Афганистан. Из тех ребят, которые уехали ( 19 человек), никто не вернулся. А меня спасла гитара. Я играл в Доме офицеров в ансамбле. Комдив сказал: «А кто будет играть? 5 лет не было ансамбля в гарнизоне!» Оказалось, летчики не могут танцевать, досуга нет, спиваются. Меня спасла гитара.
— Из всех, кого я знаю, ты первый, кого спасла музыка. С увлечением будем следить за твоим творчеством. Слушать твою программу.
— Желаю, чтобы на вашей интересной программе было еще больше интересных людей! Чтобы было больше правды!