18+
Нур-Султан
Сейчас
11
Завтра
9
USD
385.96
-0.74
EUR
423.78
-3.37
RUB
6.03
-0.03

Кочевники, ветераны, рекорсдмены и оседлые люди: кто есть кто среди областных акимов Казахстана

13782

Должность акима в Казахстане постепенно становится профессией. Если проследить трудовой путь многих сегодняшних глав регионов, можно с уверенностью заявить о наличии в стране отдельной касты госслужащих — профессиональных акимов.

Акимы-долгожители

Сергей Кулагин. Стаж — 15 лет

20676Практически ветеран профессии в свои 62 года. Свою карьеру в качестве главы местной администрации он начал в 1992 году в Тургайской области, где проработал 1 год. А уже с 1998 года возглавил Акмолинскую область и руководил ею 6 лет до 2004 года. Затем 7 лет руководил Костанайской областью и после небольшого перерыва вновь возглавил Акмолинскую область. Итого стаж работы акимом — 15 лет!

Бердыбек Сапарбаев. Стаж — 12 летСапарбаев

Возглавлял Кызылординскую область с 1995-го по 1999 год, Южно-Казахстанскую область с 1999-го по 2002-ой, а с 2009 года — Восточно-Казахстанскую область. Итого — 12 лет.

Крымбек Кушербаев. Стаж — 11 лет

20130117125546

В 1994-1995 годах  — глава Калининской районной администрации Алматы. С 2000 года по 2003 год — аким Западно-Казахстанской области. С 2006-го по 2011 год — аким Мангистауской области, в январе 2013 года назначен акимом Кызылординской области. Итого — 11 лет.

Нуралы Садуакасов. Стаж — 10 лет2555287

С 1998-го  по 2000 год Нуралы Мустафинович проработал акимом Аулиекольского района. В марте 2000-го года назначен  акимом Костанайского района. С апреля 2004-го по июнь 2006 года Садуакасов занимал должность акима города Костанай, 20 января 2012 года назначен на должность акима Костанайской области.

Амандык Баталов, Бактыкожа 1408696641_batalovИзмухамбетов. Стаж — 7 лет

По 7 лет стажа у акима Алматинской области Амандыка Баталова, который до своего назначения в этом году 6 лет проработал акимом Жетысуского района Алматы (1995-2001гг), а ранее был главой Ленинской районной администрации (1994-1995 гг), и у акима Атырауской области Б. Измухамбетова, который руководит областью уже 2 года, а до этого был акимом ЗКО с 2007- го по 2012 год.

Андрей Чеботарев, политолог:

— Акимы, возглавляющие рейтинг «долгожителей», входят в ту категорию, которую у нас принято называть «старой гвардией». Те, кто начал работать с президентом в советское время, в первые годы независимости. Уже тогда эти люди занимали руководящие посты и, видимо, проявили себя хорошо, заслужив особое расположение главы государства. Главный секрет их в этом, потому что, как мы видим, на тех или иных постах у данных акимов были свои проколы, скандальные ситуации, но тем не менее они были и остаются «в обойме». Хотя многие их коллеги прекратили в разное время свою политическую карьеру, в том числе и на государственной службе.

— Понятно, что есть фактор пенсионного возраста, но никаких предпочтений по возрасту нет.  Да, безусловно, есть требование лояльности. В ситуации, например, с Бергеем Рыскалиевым — экс-акимом Атырауской области, мы видим, что была допущена серьезная политическая и кадровая ошибка.

Самые «оседлые» акимы: Кулагин — рекордсмен, но Есимов догоняет

Впрочем, стоит отметить, что в Казахстане мало кто из профессиональных акимов засиживался на одном месте более 5 лет. По этому параметру рекордсмен Сергей Кулагин, который 7 лет руководил Костанайской областью. Кроме того, 6 лет руководил Астаной и Адильбек Джаксыбеков. Бердыбек Сапарбаев «у руля» в ВКО уже 5 лет. Впрочем, их рекорд может быть побит Ахметжаном Есимовым — бессменным руководителем крупнейшего города страны с апреля 2008 года.

— Как правило, долго на своих постах сидят те акимы, которые являются выходцами из той или иной области, то есть до этого они были замами соответствующих областных акимов, потом сами стали акимами, — комментирует Чеботарев. — А те акимы, которые находятся на особом счету у главы государства, их сложно назвать оседлыми, они скорее «кочевники». Потому что их могут передвигать из одной области в другую, либо назначать в центральный аппарат, потом опять в регион, либо наоборот.

Приближающийся «рекорд» Есимова политолог поставил под сомнение, назвав новые возможные места работы акима Алматы:

— Есимов — один из наиболее приближенных к главе государства и не исключено, что он в любой момент может быть востребован на центральном уровне. Кстати, такие слухи и прогнозы имеют место. Кто-то говорит — администрация президента, кто-то говорит — сенат. Президент всегда может провести перестановки в самый неожиданный момент и без всяких объяснений.

Новые рекруты: из районных и городских акимов — в областные

Откуда берутся областные акимы? Помимо надежных и проверенных «профессиональных акимов», на эту должность могут быть назначены и те, кто отличился на руководящих постах городских и районных администраций, считают политологи.

Среди действующих глав областей можно выделить следующих:

  • Карим Кокрекбаев, проработавший 1 год акимом Мойынкумского района Жамбылской области с 1999-го по 2000 год, а с 2013 года занимающий должность акима Жамбылской области;
  • Нурмухамбет Абдибеков возглавлял город Актобе с 2011-го по 2012-ый, а сейчас делает свои первые шаги в качестве акима Карагандинской области;
  • Нурлан Ногаев, аким ЗКО с 2012 года, проработавший до этого заместителем акима Западно-Казахстанской области по вопросам экономики, финансов и нефтегазового сектора;
  • Архимед Мухамбетов,  который 3 года руководит Актюбинской областью, а до этого 3 года был акимом города Актобе.
  • Ерик Султанов, который приступил к должности главы Северо-Казахстанской области с 27.05.14 г, а с 2006-го по 2008-ой был заместителем и первым заместителем акима Астаны.

Исключение составляет Алик Айдарбаев, пришедший на должность главы Мангистауской области из нефтегазового сектора (предыдущая должность — генеральный директор АО «РД «КазМунайГаз»).

Чеботарев объясняет такой расклад сменой стратегии назначения акимов:

— Например, в 90-х годах, как правило, в области делегировались из центра, — говорит политолог. — За последние 10 лет, наоборот, увеличилась тенденция назначения акимами областей не выдвиженцев из центральных госорганов, а представителей местной элиты. В настоящее время между двумя категориями назначенцев наблюдается определенный паритет.