Новости Азербайджана передали: Азербайджан готов наладить поставки бензина в Казахстан, если наша страна предложит хорошую цену, об этом 5 ноября заявил президент SOCAR Ровнаг Абдуллаев. Но контракт-то уже подписан и 50% предоплаты сделано, об этом официально еще неделю назад на брифинге сообщил заместитель генерального директора по маркетингу АО «КазМунайГаз – переработка и маркетинг» Ерлан Койбагаров. Тогда, о каком одолжении при хорошей цене говорит Ровнаг Абдуллаев?
С просьбой прояснить ситуацию мы обратились к руководителю службы корпоративных коммуникаций АО НК АО «КазМунайГаз-переработка и маркетинг» Галыму Тумабаеву.
– К сожалению, назвать компанию, с которой был заключен контракт, мы не можем, это оговорено условиями договора. К тому же название этой компании уже было озвучено в азербайджанских СМИ.
– То есть это швейцарская компания?
– Это трейдинговая компания, да.
– Значит, компания, которую вы не называете, но которую называют азербайджанские СМИ, выиграла тендер, но при этом не заключила никакой сделки с SOCAR. А где тогда она собирается брать бензин? Вам это известно?
– Это международная компания, и мы не знаем, заключила она договор с Азербайджаном или с другой страной.
– А почему тогда было объявлено, что это азербайджанский бензин?
– Потому, что поставщиком указан Азербайджан. Контракт действует до 10 ноября, то есть еще есть время и преждевременно делать какие-либо выводы. Если контрагент «ҚазМұнайГаз Өнімдері» не поставит это топливо, они возвратят деньги с соответствующими штрафными санкциями. Трендинговая компания обязалась поставить нам топливо, и какая нам разница, откуда бензин будет? В чем вопрос?
– Вопрос в том, что вы сами говорите про Азербайджан и не называете трендинговую компанию. С моей точки зрения, эта ситуация выглядит примерно так: вы обращаетесь ко мне с просьбой купить куртку Dolce & Gabbana, мы заключаем контракт и 50% от стоимости куртки вы мне оплачиваете, а потом официальный представитель Dolce & Gabbana вам говорит, что курток таких у него на продажу нет. Но контракт заключен, и в указанные в контракте сроки я привожу вам куртку Dolce & Gabbana, только не фирменного итальянского производства, а подпольного китайского. На ваш взгляд, это нормальная ситуация?
– Были объявлены электронные торги, компания подала заявку, заключили контракт, мы сделали предоплату, но произошел форс-мажор – правительство запретило экспорт бензина. Теперь они не могут поставить. Дальше они должны возвратить сумму и штраф. Контракт еще в действии. Контракт очень прозрачный. Все условия тендера можно найти на сайте «Самрук-Казына».
– Какие штрафные санкции ждут эту компанию, если она не поставит топливо?
– По условиям договора, стороны не могут разглашать условия контракта и штрафные санкции – это коммерческая тайна. Мой добрый совет — дождитесь 10 ноября, когда заканчивается срок контракта и тогда уже можно будет более предметно обо всем поговорить. Сейчас контракт еще действует. И если мы сейчас преждевременно в чем-либо обвиним контрагента «ҚазМұнайГаз Өнімдері», то потом они предъявят претензии, что мы наносим ущерб их деловой репутации. Вообще контракт очень прозрачный.
– Где прозрачный? Даже эксперты в нефтегазовой отрасли ничего не видят в вашей «прозрачности». Я обратилась за комментарием к Анне Кокоревой, эксперту компании «Альпари», и она сказала, цитирую: «Поставки бензина в Казахстан со стороны Азербайджана были сорваны по причине введения временных ограничений на экспорт высокооктановых сортов нефтепродуктов из Азербайджана. Соответственно договор между странами на поставку будет расторгнут, а деньги возвращены. Увы, цена поставки так и не раскрыта. Посредником в сделке со стороны Азербайджана, является компания SOCAR».
– Значит, российские аналитики зря хлеб едят. Мы уже не раз говорили о том, что это не SOCAR. Все очень прозрачно, очень транспарентно. Единственное, что не можем сказать, так это то, что условиями договора запрещено разглашать.
P.S.: Звонок в московское представительство международной компании «Lanturno Management S.A.», которая, по мнению азербайджанской прессы, должна осуществить поставку топлива из Азербайджана через территорию России.
– Нет, наша компания не занимается сделками по бензину. Это уже десятый звонок с подобным вопросом, еще раз повторяю: ни из Азербайджана, ни в Азербайджан мы бензин не возим, – и не пожелавшая представиться сотрудница компании положила трубку.
P.P.S.: На сайте www.tender.sk.kz найти условия тендера пока не удалось.