Амбициозные планы казахстанских бизнесменов — сделать молочный бизнес в России и Украине — терпят крах. Из-за финансовых скандалов группа компаний «Агропродукт» год назад закрыла завод по производству твердых сыров в Украине, теперь те же причины вынуждают свернуть бизнес в России, сообщил 365info.kz источник в компании. Хотя в российский завод казахстанские бизнесмены инвестировали 1 млрд рублей.
По неофициальным данным, молочная бизнес-империя все чаще сталкивается с обвинениями в нарушениях производственного процесса на заводах и даже в манипуляциях с выводом наличности. Финансовые скандалы внутри компании вынудили закрыть завод в Украине в прошлом году. По нашим сведениям, «Агропродукт» сворачивает бизнес в России: компания уже ликвидировала собственную сеть сбыта в сибирском регионе, на очереди Краснодарский край…
В начале 2013 года отечественные и российские СМИ растиражировали новость: казахстанский молочный холдинг «Агропродукт» инвестировал 1 млрд руб. в молокозавод на Кубани. Ожидалось, что по мощности этот завод будет одним из крупнейших на юге России. Пресс-служба министерства стратегического развития Краснодарского края не без гордости сообщала, что казахстанский инвестор вывез на металлолом все старое и поставил новенькое оборудование, новые емкости хранения, построил склады… Если бы заводу удалось выйти на полную мощность, он бы стал одним из крупнейших переработчиков молока в России.
Уже тогда эксперты и участники рынка предупреждали об утопичности таких планов. «Проблемы две, – говорил в интервью «Ведомостям» руководитель дирекции «Юг» компании «Вимм-билль-данн» Сергей Бондарев. – Где достать столько сырья и продать столько продукции? Все игроки — и федеральные, и региональные, имеют амбициозные планы и рынок терять не планируют. Сырого молока на юге больше не становится и потребление не растет. Даже если они будут переплачивать за сырье и продавать свою продукцию за бесценок, то даже тогда для выхода на такие объемы придется очень сильно постараться».
Но у «Агропродукта» были конкретные планы – наладить бизнес в России любым путем.
С первых же дней казахстанских инвесторов стали преследовать скандалы. Сначала по собственному желанию покинул пост генерального директора Андрей Морозов, проработавший на этом заводе 10 лет. Следом был уволен заместитель генерального директора по экономической безопасности Олег Пашков. Затем возник серьезный конфликт с главным технологом. С тех пор напряжение не спадало, однако свернуть производство в России компанию вынудили не внутренние конфликты, а неуклонное снижение продаж на фоне затянувшегося экономического кризиса.
Мы попытались получить комментарии у руководства компании: почему «Агропродукт» прекратил деятельность в Украине и в настоящее время собирается прекращать бизнес в России? Увы, Ольга Долгуева, директор АО «Маслозавод Солнечный», входящего в состав группы компаний «Агропродукт», дала понять, что никто из руководства об миллиарде инвестированных рублей говорить не будет. В целом в компании к нашей попытке получить комментарии отнеслись негативно — сложилось ощущение, что «Агропродукт» не только не хочет быть открытой компанией, но даже пытается скрыть имена своих руководителей и ответственных лиц.
– Во-первых, на месте никого из руководства нет, во-вторых, будут или нет, я не знаю, – сообщила в телефонном разговоре директор маслозавода «Солнечный» Ольга Долгуева.
– То есть ответа вообще не будет?
– Может и не быть, если руководители уехали в командировку. Если их нет, значит, никто не ответит.
– Но они же вернутся из командировки? Мы можем подождать.
– Все, что от меня зависит, я сделала – оставила ваше письмо в приемной руководства компании, а дальше я ничего гарантировать не могу. Если руководства нет на месте, значит, нет на месте, и вам не ответят.
– В законе о СМИ есть статья 20, согласно которой журналист имеет право…
– Я не возражаю, что есть такая статья, но во-первых, вы обращаетесь не по адресу — я не руководитель компании «Агропродукт», я директор молочного завода «Солнечный», юридического лица, который находится в городе Алматы и осуществляет свою деятельность только в Казахстане, поэтому я ваше обращение вообще могу не принять – это не ко мне.
– Сегодня утром вы говорили, что запрос на официальном бланке за подписью редактора надо писать на ваше имя, а теперь утверждаете, что мы обратились не по адресу. Дайте нам адрес, по которому нужно обратиться и скажите, на чье имя делать запрос.
– А я вам другие адреса не даю и не собираюсь давать, я что обязана вам давать какие-то другие адреса и телефоны?
– Значит, нам остается дать информацию из неофициального источника?
– Но вы должны понимать, что не имеете права дезинформировать граждан Казахстана. Информация должна быть достоверной.
– Для того, чтобы получить достоверную информацию мы обратились к вам с официальным письмом.
– Не к тому обратились.
– Пожалуйста, скажите, на чье имя надо писать официальное письмо, если вы некомпетентны отвечать на заданные вопросы.
– Я не могу раскрывать информацию о других юридических предприятиях, я могу говорить только о себе. И я вам сказала, что даже не поленилась сходила в приемную, чтобы передать письмо. Теперь, если руководство компании посчитает нужным, то вам ответят.
– Кто является директором холдинга «Агропродукт»– это секретная информация ?
– У нас нет холдинга «Агропродукт». Вы где нашли информацию о каком-то холдинге «Агропродукт»?
– На сайте http://www.agroproduct.kz написано, что «в состав холдинга компании входят четыре молочных завода» или там неправильно написано?
– Я не знаю, где вы такое прочитали.
– Мы можем написать, что информация о том, кто является руководителем группы компаний «Агропродукт» на сегодняшний день является секретной информацией?
– Вы угрожаете?
– Просто спрашиваем: мы так можем написать?
– Повторяю, я директор молочного завода «Солнечный» не более того, все, что касается холдинга «Агропродукт», я не уполномочена говорить, какое право я имею говорить о каких-то заводах в России или Украине?
– Кто уполномочен, вы можете сказать?
– Не знаю…