В 2006 году в России была принята государственная программа по переселению соотечественников. Обещанная государственная поддержка для переселенцев подстегнула отъезд русских из Казахстана. Среди уезжающих наиболее популярны несколько российских городов, один из них — Калининград. Как приняла Россия соотечественников? Ответ на этот вопрос не будет ни восторженным, ни негативным. По-разному. Автор сам был участником госпрограммы. Также ему помогал разобраться в особенностях российской действительности Евгений Михайлов, переехавший 5 лет назад из Тараза в Калининград.
Первый рубеж, который предстояло преодолеть переселенцам – официальное оформление участия в госпрограмме и отказ от казахстанского гражданства. Российское посольство, очереди, кипы справок… Затем казахстанская миграционная полиция, вновь очереди и не меньшее количество бессмысленных справок с печатями. И вот зелененькая книжка участника госпрограммы по переселению в руках.
Только в первой половине 2014 года в Россию переехали 37 тысяч уже бывших казахстанцев. Каждый третий, воспользовавшийся российской программой переселения — из нашей страны. Такие цифры называются Управлением федеральной миграционной службой (УФМС) РФ. Кстати, если на новом месте вам не понравится, унывать не стоит – можно вернуться, пройдя все эти бюрократические процедуры еще раз, но в обратной последовательности.
Не все приехавшие из Казахстана находят себя на новом месте. Многие уезжают обратно. Кто-то не находит хорошей работы, кого-то не устраивает сырая и пасмурная погода. Для многих переселенцев непреодолимым препятствием становятся цены на жилье.
— Съездили, на новом месте устроиться не удалось, вернулись к родителям в Казахстан, — рассказывает Алена Николаева, жена и мать двоих детей. – Зато уже знаем, как трудно найти «место под солнцем» в другом городе, в другой стране.
Алена переезжала в Калининград из Шымкента. Было много надежд и планов. К сожалению, найти достойную работу и приобрести жилье на новом месте им не удалось.
Но наравне с такими историями есть и вполне позитивные. Молодые супруги Елена и Сергей Ивановы переехали в Калининградскую область в 2008 году. Устроились на работу: он – водителем, она – бухгалтером. И хотя аренда квартиры обходится им в 13 тысяч рублей (65 тысяч тенге), оставшихся денег хватает на средний уровень жизни.
Есть и другие примеры, когда выходцы из Казахстана занимают видные позиции во власти и крупном бизнесе Калининграда и области.
— В богатых районах города есть целые улицы, заселенные приезжими из Казахстана. Роскошные особняки, построенные по индивидуальным проектам, настоящие дворцы, ни один не повторяется. Коренные калининградцы относятся к приезжим из Казахстана с ревностью, считают, что те очень пробивные — и лучшие должности займут, и бизнес свой откроют, и в особняках будут жить, — рассказывает Евгений Михайлов.
[gallery ids=»53850,53851,53852,53854,53855,53856,53860,53861,53859,53858,53857″]
Приезд в Калининград интересен как поездка за границу. Здесь все удивляет и вызывает интерес – старые немецкие дома, мощенные камнем извилистые улицы, и все это сочетается с красивой современной архитектурой.
Калининградская область – особый регион России. Часть немецкой провинции Восточная Пруссия со столицей Кенигсберг отошли Советскому Союзу после войны в 1945 году. Позже в честь советского партийного деятеля Михаила Калинина город переименовали в Калининград, а область – в Калининградскую.
— Город очень красивый – и центр, и старые районы со старыми немецкими домами и кирхами. Улицы чистые, много парков и скверов, аллеи каштанов, — делится впечатлениями Евгений.
Но погодные условия не назовешь курортными, особенно в сравнении с солнечным Казахстаном. В Калининграде сырое лето, много дождей и мало солнца, но мягкая зима.
Жизнь дорогая. Переехавшие еще долго переводят цены из российских рублей в тенге, сравнивая с расценками в Казахстане. Получается, что в Калининграде практически все дороже. Исключением можно назвать цены на фрукты, завозимые из разных стран мира. Как ни парадоксально это звучит, но цены на местные «витамины» на юге Казахстана примерно такие же, как в России на привозные из заморских стран.
Отдельный разговор о недвижимости. Цены на жилье в Калининграде высокие. Для казахстанцев, продавших свои дома и квартиры в провинциальных городах, цена на жилье просто неподъемная. Человек, продавший квартиру в Таразе, на вырученные деньги сможет купить здесь разве что комнату в общежитии или дачный домик в садовом обществе. Желающим купить свою квартиру в Калининграде нужно рассчитывать на сумму от 85 тысяч долларов США и выше.
А зарплаты большими не назовешь: водитель получает около 20 тысяч рублей, журналист — 15 тысяч, учитель – примерно столько же.
— Большинство переселенцев разрешает жилищную проблему следующим образом образом. Сначала помыкаются полгода-год-два на аренде. Затем приобретают земельный участок и начинают строиться, — делится своими наблюдениями мой собеседник Евгений.
За первым позитивным впечатлением от облика города у переселенца начинается обязательная череда походов по госучреждениям. Количество справок, бумажек с печатями и казенных учреждений, которые необходимо посетить переселенцам, исчисляется десятками. Не так-то просто влиться в российское общество. Отделения полиции, налоговая инспекция, миграционный центр, туберкулезный и наркодиспансеры, паспортный стол и еще много-много «веселых» заведений с очередями и хамами-служащими…
Прохладное отношение к людям, бюрократия и Россия – как будто слились воедино. Их, наверное, уже не разлучить. Чувствовалось это с самого первого дня пребывания в РФ. Узкие темные коридоры миграционного центра, нагловатые и равнодушные чиновники, занимающиеся вопросами переселенцев. Это для нас был волнительный момент возвращения в Россию, украшенный ожиданиями и опасениями. А для них – скучная нелюбимая работа и немая фраза, запечатленная на лицах: «понаехали тут».
Что может быть проще — человеку, который уже получил статус участника программы, оплатить проездные расходы и выдать подъемные? У международных организаций, проводящих семинары или выдающих гранты, на это уходит от 1 до нескольких дней. У неповоротливой государственной машины – несколько месяцев. Мы (переселенцы) узнавали друг друга на улицах города – по доброму казахстанскому выражению лица, культурной речи и растерянному виду.
— Программа переселения соотечественников не выдерживает критики, — считает Евгений. — Переселенцам дают подъемные деньги, возмещают транспортные расходы и расходы на контейнер, и благополучно о них забывают. Никакой помощи по приобретению жилья, хотя бы какая-нибудь помощь с оплатой аренды, или предоставление социальной аренды. Никакой помощи с трудоустройством. Даже информационная поддержка отсутствует. По программе переселения приехало в разы меньше людей, чем на это рассчитывали. И, тем не менее, очереди на оформление документов переселенцев, очереди на получение гражданства огромные.
Для оформления разных документов переселенцу приходилось ездить в Багратионовск (город в Калининградской области), отстаивать очередь с открытия УФМС и до его закрытия. Бывало так, что очередь так и не подходила и возмущенные переселенцы уезжали восвояси, проклиная и программу, и черствых чиновников. А утром снова поездка в Багратионовск и снова многочасовые очереди. И так по много раз…
— А ведь приехало гораздо меньше, чем они рассчитывали. Как они считали, на что надеялись? А если бы приехало ожидаемое количество переселенцев, тогда вся работа миграционной службы просто-напросто захлебнулась бы! — восклицает Евгений Михайлов.
Уровень жизни калининградцев разный. Одно дело в центре Калининграда, совсем другое — на окраинах, в маленьких городках и поселках. Тем не менее, регион занимает одно из первых мест в России по числу автомобилей на тысячу жителей. Многие семьи имеют два автомобиля. Также Калининград занимает одно из первых мест в стране по числу имеющих загранпаспорта.
Калининградцы любят ездить заграницу. У кого не хватает денег на Мальдивы, Доминикану и Гоа, ездят в соседние Польшу, Германию и Литву. И пытаются подражать европейцам, жить по их стандартам. Местные жители просто помешаны на досуге. В городе очень много кинотеатров, ночных клубов, пейнтбольных клубов, спортивно-оздоровительных центров, аквапарков, катков и т.д. Но отдых в Калининграде дорогой. К примеру, в курортных городках области цены выше, чем в Крыму.
— Калининградцы не патриоты своей страны (не все, конечно). Я уверен, что проведи сейчас референдум о присоединении к Германии (по примеру референдума в Крыму) и калининградцы в массе своей высказались бы за честь жить в сытой Германии и «трескать» немецкую колбасу, запивая немецким пивом. Они постоянно бьют себя в грудь: «мы — европейцы!», — и противопоставляют себя России. Про остальную Россию они с заметным высокомерием говорят: «У них там, в России…». Считают себя Европой, — рассказывает Евгений Михайлов, который за последние 5 лет своего пребывания в Калининграде успел понять местные нравы.
В Калининграде уже давно не косятся на приезжих и не относятся к ним настороженно. Тем не менее, употреби в речи слова «арык» или «базар», местный житель тебя обязательно подправит: «канавка», «рынок»… И задаст риторический вопрос: «Из Казахстана?»
Переселенцев поджидает много проблем. И тем не менее, приехавшие в Калининград, перенесшие все невзгоды и оставшиеся здесь, не жалеют о переезде. При этом ни разу ни от одного из переселенцев я не слышал ни одного плохого слова о Казахстане и казахстанцах. На улицах города много легковых автомобилей и автобусов, где в салоне установлены два флажка — российский триколор и казахстанский флаг. Приехавшие из Казахстана всегда с гордостью заявляют, откуда они приехали и не скрывают этого. Все вспоминают родной Казахстан тепло и говорят о нем с ностальгией.