Страшная еда из генномодифицированных продуктов пугает многих. Хотя с помощью этих технологий можно накормить всю планету. Эксперт Национального центра санэпидэкспертиз Маржан Апсеметова рассказывает, что ГМО не надо бояться, надо просто читать этикетки.
— Что такое ГМО, о котором так много говорят? В интернете почитаешь, прямо страшно становится. Съедите помидор, в который введен ген красной икры, и превратитесь в красную рыбу!
— Когда фермеры получали крупный картофель, его нужно было пересаживать несколько лет. Это длительный процесс. И когда было доказано, что с помощью ДНК этот признак можно быстро перенести, они очень обрадовались. Таким образом можно получить любое качество. Природа не рождает весь картофель круглым, а для приготовления чипсов нужен именно круглый. Всемирная организация здравоохранения не доказала, что ГМО — это вредно. Но в Европе и у нас есть норма: если в продукте свыше 0,9% ГМО, то он маркируется. Если меньше, то маркировка не нужна. Этого не нужно бояться. Эти продукты на рынке есть. От этого никуда не уйдешь. Фермеры хотят накормить весь мир. Просто потребитель должен знать — это ГМО или натуральный продукт.
— У него будет выбор?
— Конечно. ГМО должен стоить намного дешевле.
— А на нашем рынке есть этот баланс цены и качества?
— К сожалению, у нас это стерто. Вот в Европе все четко и ясно. Там потребитель знает: если дорого, значит натуральное. На первом месте по производству среди ГМО стоят соя, томаты, кукуруза. На томаты исследования не проводятся, потому что крыса не ест томаты, а все экспериментируют на крысах. Больше всего производят ГМО-продукты Канада, США, Китай. Перечень небольшой. Но если у вас аллергия на бразильский орех, а вам не сообщили об этом, то в этом есть опасность. Аллергическая реакция, токсический эффект — плейотропный эффект, то есть непредсказуемый. С другой стороны, в ГМО можно закладывать много витаминов. Или эффект долгого сохранения помидоров и устойчивость к гербицидам.
— То есть много плюсов?
— Да. Если в кетчупе томаты ГМО, то просто напишут в маркировке, и покупатель не будет бояться. Маркировка должна быть достаточная, доступная и достоверная. По вкусу это невозможно определить. Только лабораторно.
— А лаборатории оснащены таким оборудованием?
— Конечно. В нашем Научно-практическом центре такое оборудование есть.
— А это дорого?
— Исследование одной пробы стоит 20 тысяч тенге.
— Эти продукты не так давно на нашем рынке. Нет вреда. Но нет и пользы. Кроме того, что большое количество продуктов стало доступно большому количеству людей. Если я предприниматель и ввезла продукты, в которых могут быть ГМО, я обязана делать экспертизу?
— Документ о том, что в продукте нет ГМО, вам должен предоставить производитель. А если в документе ничего не сказано, а при исследовании обнаружится ГМО, то мы запретим реализацию этого продукта.
— Я разговаривала со специалистом вашего центра. Она говорит, что потребители сами приносят продукты на проверку. С целью убедиться, что продукт полезен или не вреден. А как часто к вам обращаются бизнесмены, реализующие эти продукты?
— К нам приходят бизнесмены, которые вывозят наш продукт. Например, рис. Россия требует документы, подтверждающие отсутствие ГМО.
— А что за продукты, в которых вы выявили ГМО? И какова судьба этих продуктов?
— Это была консервированная кукуруза. Информация сразу была отправлена на портал комитета, названа фирма. Поставщики приехали и заменили ее. Мне нравится, что сейчас грамотные потребители, читают информацию. Продажи этой компании сразу упали.
— Вот фрукты, овощи не подделать. А продукты из них подделать можно. Много ли таких случаев?
— На нас возложены обязанности в соответствии с техническим регламентом проводить идентификацию. Мы сначала смотрим маркировку, упаковку, органолептику. Если этого недостаточно, то делаем аналитические исследования – соли тяжелых металлов, влагу. Случай был, обращался серьезный импортер с региональным изделием. Там упаковка отличалась, срок годности был сделан краской вместо стикера. И когда вскрыли — была неоднородная масса. А в оригинале — однородная. Мы обнаружили соли тяжелых металлов, хотя они не превышали норму.
— А что за продукт был?
— Это кофе 3 в 1. Он был по цене дешевле. И конечно, импортеров волновало, что идет подделка. Они обратились в суд и им сказали, что должна быть экспертиза нашей инстанции. Еще мы проводили исследование на белок молочной продукции России, Белоруссии и Казахстана. Во всем мире качество молочного продукта определяется по белку. У нас в Казахстане — по жиру. Потребитель смотрит на жирность. Им кажется, чем жирнее, тем лучше. И у нас с Россией показатели не совпадали. Они декларируют жирность 3,2. А у нас 2,6. С Белоруссией совпадает жирность 3,2. Но по белку стандарт у них ниже. А с Россией у нас белок совпадает. То есть чем меньше жира, тем больше белка.
— А белок тоже указан на маркировке?
— Да.
— А какие стандарты здесь?
— Есть технический регламент по молоку. Есть большой технический регламент по безопасности пищевой продукции. Он называется горизонтальный. И есть вертикальный – молоко, мясо. И вот по регламенту молока и вертикальному регламенту мы смотрим соответствие. Мне нравится, как пишут маркировку в Англии, методом светофора. Красный – большая концентрация жира и сахара. Желтый – среднее содержание. Зеленый – низкое. Это очень удобно.
— Метод для рядового потребителя.
— Да. Кто не разбирается, поймет по цвету. У них идет уклон в сторону употребления низкожирных продуктов.
— Но низкожирные продукты хуже усваиваются.
— Здесь главное, чтобы потребитель мог легко ориентироваться. Информация для него, а не для контролирующего органа. Мы работаем по претензии. Есть хорошее мороженое «Бомба» — появилась подделка. Такая же упаковка, только «Бомбао» называется. Подали в суд производители. Им говорят — название-то изменено. Все подделывается, кроме двух вещей.
— Назовите.
— Зубочистка и ракета. И то, и другое — невыгодно. Одно время фирма Гонконга подделывала швейцарские часы. Когда их поймали, сделали экспертизу, то оказалось, что подделка лучше, чем оригинал. Такого прецедента еще не было. Их не наказали.
— У нас с вами получилась очень полезная беседа.
— На все темы. Главное, что ГМО не надо бояться. Но и не забывать про эффект возможных реакций. И что есть и польза – витамины и большой срок годности. А еще разница в цене.
— Но не указывается, какой именно ген использован и что он несет.
— Такой задачи нет. Может, будет в дальнейшем. В Европе разрешено 86 генов использовать. В России — около 20. У нас население считает, что лучше кривой-косой картофель, но свой. Или у бабушек купить помидоры. У них есть запах. Завод виноделия для исследования нашей почвы повез ее в Париж. И французы написали «экологически чистая» почва. Такой почвы во Франции нет. У нас шикарная земля! Есть теория 12 шагов к здоровой пище. И по ней считается, что человек должен потреблять продукты со своей почвы!
— Спасибо вам за интересную беседу!