Эксперты, опрошенные LS, считают, что долгосрочные прогнозы слишком призрачны.
«Конечно, я очень надеюсь, что Национальный банк Казахстана сохранит обменный курс тенге к доллару в указанном периоде (3-5 лет), о котором недавно говорил глава Кайрат Келимбетов. По моим очень приблизительным расчетам, нынешний обвал рубля сделал российскую валюту примерно на четверть дешевле по сравнению с тенге, исходя из соотношения денежной массы М2 к золотовалютным резервам, поделенного на текущий курс доллара. Для рубля я взял курс 47,78 за доллар и для тенге 181 за доллар», – поделился расчетами аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.
По его данным, возникший диспаритет может в будущем препятствовать нормальной работе Таможенного союза. «На мой взгляд, решением проблемы могло бы стать увеличение рублевой денежной массы М2 в России примерно на 7-8 трлн рублей. В этом случае курс тенге, теоретически, должен остаться на текущих уровнях», – прогнозирует Д.Лукашов.
По словам другого специалиста, аналитика инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антона Сороко, турбулентность на внешних рынках не дает возможности делать долгосрочные прогнозы о курсе тенге. «Я придерживаюсь сдержанной оценки касательно ориентира стабильности тенге на 3-5 лет. Здесь нужно учитывать турбулентность на внешних рынках, которая не позволяет давать такие прогнозы. Но, думаю, вероятность того, что тенге в течение этого срока будет стабильной валютой, достаточно велика», – отмечает эксперт.
По его данным движение к плавающему курсу рубля в России уже происходит. «Задача по снижению инфляции в России является долгосрочной, однако сейчас приоритет в формировании свободной конвертации рубля. Нацбанк РК, кстати, уже среагировал на это решение – коридор по тенге-рубль изменен в сторону укрепления тенге. Это еще раз подтверждает тот факт, что февральская девальвация в Казахстане была проведена «с запасом», – отмечает А.Сороко. Благодаря этому, по мнению аналитика, в ближайшие месяцы ослабления тенге не предвидится.
По словам председателя правления BRB INVEST Галима Хусаинова, Национальному банку Казахстана будет достаточно сложно сдерживать курс тенге в ближайшие годы.
«Нацбанк вполне располагает возможностями, чтобы сдерживать курс, но только в краткосрочном будущем. Что касается более длительного периода, при существующих макропоказателях и падении поступления валютной выручки удерживать курс будет достаточно сложно. Это возможно, если использовать административное регулирование курса, но это ни к чему хорошему не приведет. Думаю, все-таки регулятор и правительство надеются на изменение экономической и политической ситуации в мире – что в будущем способствует восстановлению цен на нефть», – говорит собеседник LS.
Эксперт отмечает, что заявление К.Келимбетова о стабильности тенге на три-пять лет – вероятный прогноз. «Оценивать больше, чем на полгода очень проблематично и сложно, и тем более нельзя учесть всех рисков на столь длинный период. Можно дать вероятностный прогноз, но для этого нужно провести достаточно сложные экономические расчеты на пять лет вперед. Причем, нужно будет сделать не только внутренние предположения, но и анализ внешних факторов и в целом мировой экономики. Не уверен, что у нас такие расчеты кто-то делает. Как правило, используют текущие макропоказатели, изменяют несколько параметров и экстраполируют на несколько лет, но такой расчет не совсем верен, и он не может охватить все риски», – считает Г.Хусаинов.
В целом, председатель правления BRB INVEST дополняет, что курс валюты – это инструмент макроэкономического влияния на экономику. А нахождение Казахстана в Таможенном союзе создает зависимость от его членов. «В данном аспекте имеется несколько моментов – прежде всего надо понять, куда хочет двигаться наше правительство. Для поддержания экономического роста в стране, можно развивать сырьевые товары, тогда курс тенге можно держать. Но для этого нужно активно развивать те сектора, которые мы экспортируем в страны дальнего зарубежья, в первую очередь – это нефть, газ и металлы. Однако, в этих отраслях у нас пока что динамика не самая лучшая, так как в последние пять лет мы планировали начать переходить на индустриальное развитие путем развития инновационных продуктов», – поделился своим мнением аналитик. Резюмируя, эксперт добавил, что если бы в республике действительно развили инновационные производства, то тогда можно было бы «держать» тенге.
«Отраслевая программа ГПФИИР получилась не достаточно инновационной. Отечественные производители будут «под давлением» из-за дешевого рубля. В этой связи, придется думать, чтобы поддержать местных производителей и сохранить курс тенге в заданном коридоре. Поэтому, если рубль в ближайшие шесть месяцев не отыграется назад, то тенге будет под большим давлением», – завершает Г.Хусаинов.