Уборщица из чеченской мечети стала примером не только для своих земляков, но и дала пищу для размышлений казахским журналистам. Кроме того, тема родового разделения в казахской прессе вновь всплыла в неоднозначном свете. Приведенные ниже статьи — частные и неоднозначные точки зрения, в которых, однако, есть рациональное зерно.
На портале qamshy.kz опубликована объемная статья писателя Жаксыбая Самрата — он рассуждает о том, что мешает нам войти в число 30 развитых стран мира уже сегодня. Мы предлагаем некоторые выдержки из нее.
«Во всех развитых 30 странах мира, например в США, люди чувствуют себя свободно. Потому что там доминирует закон. Если не будешь нарушать законы, можешь дышать свободно и никого не бояться. Закон всегда тебя защитит.
А как у нас? Боишься не только переходить дорогу по пешеходному переходу, страшно просто ходить. Потому что в любой момент может выскочить на своем джипе «золотой» сын чиновника и сбить тебя. И ему за это не будет ничего, у отца, как правило, денег куры не клюют, заплатит любую сумму. Такие случаи встречаются все чаще и чаще. И такие дела почти всегда заканчиваются «примирением сторон» — виновник никакой ответственности, кроме, конечно, денежной, не несет. Общественная опасность совершенного правонарушения забывается, виновники не наказываются. Закон, призванный защищать народ, на самом деле защищает только права толстосумов. Значит, у нас всем правят деньги.
Подростку могут подкинуть наркотики, потом родители еле откупаются. Предпринимателям тоже несладко, все приучены «подмазывать» полицию, прокурора или финполовца, не от уважения, конечно, а от страха. Как выясняли по результатам общественных опросов, лишь 10 процентов населения доверяют полиции.
Так кого мы так боимся?
Самое страшное — мы уже перестали доверять друг другу, несмотря на мирное время. Все потому, что чем народ больше унижается, тем меньше уважают его права и свободу. В развитых 30 странах самая главная ценность — Человек. Там все делается для людей, все служит ради них. Главной функцией органов правительства является служение народу.
В прошлом году известный российский журналист Владимир Познер во время своего пребывания в гостинице Нью-Йорка потерял свой паспорт. На следующий день он за полдня восстановил все документы. А вот у нас и в России такая процедура затянулась бы как минимум на две недели.
Такое впечатление, что наши чиновники не знают, что они существуют за счет налогов граждан страны. Они думают, что им платит правительство, поэтому думают лишь о правительстве.
Как же нам победить эту ненасытность к деньгам, которая массово овладела нашим сознанием? Сегодня любой чиновник, начиная от высших должностей до самых низов все время хочет хоть что-нибудь «поймать» от тех, кто обращается к ним со своей проблемой. Эта болезнь поражает наше общество все больше и больше и ее уже невозможно остановить штрафами и судами.
Еще одна страшная болезнь, с которой нам нельзя идти в вожделенный 2050-ый год — родовой трайбализм. Эта болезнь уже много лет мешает развитию нации, вполне дружественные между собой казахи сразу начинают чуждаться и дичиться друг друга, когда вдруг выясняется их разное родовое происхождение. Даже совсем молодые девушки начинают между собой делиться по родам. Недавно на одном торжественном застолье одна бабушка надоела всем, все время называя президента Казахстана своим братом. Все потому, что ею управляет непреодолимое желание похвастаться тем, что она одного рода с нашим президентом. Ну как ей объяснишь, что ее объятия слишком тесны для приватизации такой мировой личности, как президент? А вот если бы законодательно запретить в общественных местах агитацию родоплеменных подробностей, наказывать за это штрафом в размере 100 или 200 МРП — то про роды и племена люди не стали бы говорить в общественных местах, уменьшилось бы разделение казахов. Мы не можем совсем вычеркнуть из сознания свою родовую принадлежность, но лезть из кожи вон, как происходит сейчас, нельзя», — пишет автор.
«Сегодня в Казахстане редко встретишь простого человека. Чуть ли не каждый «почетный гражданин», «заслуженный строитель», «заслуженный металлург», «заслуженный деятель культуры» и т.д.», — пишет автор Абай Балажан на сайте skifnews.kz.
«Проще найти иголку в стоге, чем не заслуженного чего-то человека. Но несмотря на то, что живем в среде «почетных граждан» и «заслуженных деятелей», в стране ежегодно увеличивается количество совершаемых преступлений. В обществе, где много «почетных граждан», с каждым годом все меньше доброты. Сегодняшние потомки тех казахов, которые даже просили прощение у барана перед перерезанием горла со словами «у тебя нет вины, у нас нет еды», нынче стали глубоко бессердечными.
Скажем сразу, мы не против того, когда за действительные заслуги награждают почетными званиями наших современников. Наоборот, даже рады. Такие звания должны вносить свою лепту в воспитание молодежи. Но в то же время «Почетный гражданин города или района» должен быть действительно уважаемым.
Как вы думаете, уважают ли наши жители своих «почетных» жителей? На самом деле, многих из них никто не знает. Несколько лет назад среди казахстанских чиновников гремело имя Рябцева, который управлял в сфере водного хозяйства. Никто не знает за что именно, но этот Рябцев был почетным гражданином сразу в пяти районах Южно-Казахстанской области. За какие заслуги — загадка. А то, что после получения всех этих званий Рябцев был осужден на девять лет за коррупционные преступления — уже не загадка.
Рябцев — не единичный случай. Легче спросить, каких звании не было, чем было у Храпуновых, Аблязовых и Алиевых.
Недавно на сайте baq.kz появилась информация о том, что в городе Грозном президент республики Рамзан Кадыров собственноручно вручил звание «Почетного гражданина Чечни» некой женщине по имени Хамсат Жанаралиева, которая 20 лет совершенно бесплатно служила уборщицей в одной из мечетей города. Простая уборщица. Бесплатно работала ради прихожан мечети и в холод, и в жару. Вот теперь сравните наших почетных граждан и эту женщину. Кто для вас почетней? Кто принес больше пользы для общества? Мы считаем, здесь больше заслуг у уборщицы из Грозного», — заключает автор.