Власти Павлодара приступили к поиску нового метода ликвидации исторического ртутного загрязнения вблизи Иртыша, сообщает КазТАГ.
— В настоящее время в результате конкурса определили тех, кто будет проводить предварительное ТЭО на реабилитацию исторического загрязнения. Его будет выполнять фирма из Астаны. И мы хотим увидеть в этой концепции реабилитации конец всей истории. Поставили задачу, чтобы проектировщики дали ответ, что делать с этими историческими загрязнениями? Может, могильник нет смысла трогать? — рассказал руководитель отдела природоохранных программ управления недропользования, охраны окружающей среды и водных ресурсов Медет Шулаков.
При этом он отметил, что это историческое ртутное загрязнение является одной из главных экологических проблем не только Павлодарской области, но Казахстана.
— Проблема, конечно, не ликвидирована, а локализована. Для каждого объекта демеркуризации мы изберем отдельный вариант реабилитации. Если будет метод, который позволит эффективно, с экологической точки и экономической точки зрения, ликвидировать ртутное загрязнения, мы им воспользуемся, — пояснил чиновник.
Напомним, бывший Павлодарскиий химический завод, расположенный в 5 км от р. Иртыш, с 1975 по 1993 годы производил хлор и каустическую соду с помощью ртутного метода. В результате под цехами накопились тонны ртути, которая начала мигрировать в сторону Иртыша. Совместно со специалистами международного класса был разработан дорогостоящий проект демеркуризации. В 2002-2004 годах конструкции корпуса электролиза 31 бывшего химического завода были демонтированы и локализованы в могильник, закрытый глиняным экраном и асфальтным покрытием, чтобы изб ежать попадания ртутных паров в атмосферу. Также озеро-накопитель Былкылдак, куда были слиты 10 тонн ртути, и подземное ртутное озеро оградили «стеной в грунте» глубиной 20 м, предотвращающей движение металла к трансграничной реке.
По некоторым данным, речь идет о 900 тонн ртути. Однако точных данным об объемах металла, скопившегося под землей, сегодня в областном управлении озвучить не могут.