На казахстанских заправках опять дефицит горючего. Основные причины — февральская девальвация, низкий уровень предельно-розничных цен и аварийные остановки трех НПЗ… в России.
Вот как прокомментировал ситуацию главный эксперт департамента развития нефтяной промышленности Минэнерго РК Нурбек Амангелдыулы: «причинами, повлекшими дефицит, стали корректировка национальной валюты,увеличение разницы в ценах на ГСМ на оптовом и розничных рынках РФ, аварийные остановки НПЗ в городах Ачинске, Ярославле, Рязани, увеличение потребления на собственном рынке РФ, сохранение низкого уровня предельно-розничных цен в РК».
Впрочем, по мнению экспертов, собравшихся в Алматы обсудить эту проблему за круглым столом, истинная причина лежит гораздо глубже: рынок нефтепродуктов непрозрачен, внятной политики по обеспечению внутренних потребностей страны в ГСМ не существует… либо Минэнерго не владеет ситуацией абсолютно, либо пытается манипулировать цифрами и фактами.
– Объяснение дефицита на самый ходовой бензин сделано представителем Минэнерго лишь для проформы и не имеет под собой достаточных оснований, – негодовал президент ОО «Союз защиты предпринимателей и собственников» Василий Резван. – Это формальное выступление человека, который просто приехал чтобы отстреляться, не выдерживает никакой критики. Проблема создана не извне, а благодаря неуклюжим действиями нашей власти. Истинные причины – это монополизация рынка и сговор. Иначе как может быть, что нефти в стране много, а бензина нет?
– Весь план правительства построен на экстренных форс-мажорных мероприятиях: «нам бы день простоять и ночь продержаться», – сказал председатель алматинской общественной антимонопольной комиссии Петр Своик. – Разного рода заявлений от разного рода высоких должностных лиц насчет строительства новых НПЗ или реконструкции действующих в последние 15 лет было около полутора сотен. Несколько раз планы разных реконструкций включались в государственные программы, ФИИР и другие, включая госфинансирование. Результатов нет, а различные версии и обещания высоких должностных лиц – множатся. Между тем, по-хорошему уже давно должно быть ТЭО, в котором определены перспективы, просчитаны различные варианты и выбран оптимальный.
Собравшиеся эксперты также отметили, что управление ценами на топливном рынке не помогает стабилизировать ситуацию, как бы этого ни хотелось властям. Качество топлива также бесконтрольно падает.
– Простой арифметический подсчет показывает, что формула, которая, в соответствии с законодательством о государственном регулировании оборота нефтепродуктов, устанавливает предельные цены на розничную реализацию ГСМ, не работает, – отметила главный эксперт Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики РК Дана Мухаметова. – Понижение, как и повышение цены на нефть никак не отражается на стоимости бензина. Распределение квот на ГСМ также проходит непрозрачно.
– Вот сейчас говорят, что в 2017 году переработка будет достигнута 17,5 млн тонн в год на трех заводах – это примерно то, что нам нужно, но ведь растет парк автомобилей, растет потребность в высококачественном бензине, – подчеркнул главный научный сотрудник Института экономики Комитета науки Министерства науки и образования РК Олег Егоров. – Надо создать свое производство, не латать старые заводы, а создать новый завод под нашу новую нефть и тогда будет все в порядке. Почему я говорю под новую нефть? Потому что сегодня все три завода работают на сырье не отвечающем по качеству даже вчерашнему дню. Все время меняется качественный состав сырья – в одном случае идет парафинистая нефть в другом случае сернистая, отсюда и продукция, которая не выдерживает никакой критики.
Но это еще не все. Продолжающийся долгое время дефицит автомобильного топлива негативно влияет на социальные настроения населения. По данным опроса, проведенного аналитиками ТОО «BISAM Central Asia», дифицит бензина и ожидание кризиса уже негативно сказались на экономике страны и социальном самочувствии простых казахстанцев. Увеличиваются затраты предпринимателей на производство продукции, услуг и работ, особенно для производителей сельхозтоваров. Дорожают услуги перевозчиков. В результате дорожает стоимость жизни для рядовых граждан.
– Более 50% казахстанцев не верят в экономические причины повышения стоимости на топливо, считая это результом преднамеренных действий производителей поставщиков и продавцов – сообщил президент ТОО «BISAM Central Asia» Леонид Гуревич. – На вопрос: «Существует ли порог стоимости, при котором вы перестанете пользоваться автомобилем, при условии, что уровень заработной платы не изменится?», около половины опрошенных ответили утвердительно, но при этом затруднились назвать точный уровень этого порога.
Кроме того, согласно данным этого же маркетингового исследования, 68% казахстанцев уже снизили свои потребительские расходы, особенно те части, что направлялись на отдых (71%), покупку одежды (51%) и продовольствия (36%).
– Люди сократили расходы, которые формируют качество жизни. Эта ситуация наглядно демонстрирует общие негативные тенденции в экономике, – резюмировал Леонид Гуревич.