Многие искренне верующие всю жизнь мечтают о том, чтобы испытать то, что довелось испытать мне – непоследовательному атеисту. Побывать в Гробе Господнем. А про то, чтобы остаться наедине с этим вожделенно-священным местом – и мечтать не смеют. Ну, а чтобы побыть там какое-то время – об этом даже не помышляют. Мне довелось не только побывать внутри гроба, но и провести там полчаса в одиночестве, никем не беспокоимым…
В обычные времена ко всем святыням Святой Земли выстраиваются очереди. А сюда, в Храм Гроба – и вовсе трудно протолкнуться. Мне повезло бывать в Израиле в такие времена, когда поток не только туристов, но и паломников на Святую Землю иссякал полностью. Во времена обострения того перманентного конфликта, который был запрограммирован появлением тут еврейского государства и которому, судя по всему, суждено тлеть вечно. Мне повезло в трудные времена, когда страна всматривалась в экраны телевизоров, семьи готовились к призыву резервистов, знаменитые танки «меркава», на прицепах тягачей, были обычными участниками дорожного движения, а воздух то и дело рассекали «фантомы», скользящие куда-то на юг впереди собственного рёва.
Что и говорить, везение – вещь относительная…
Храм Гроба Господня – центр христианского мира не только по своему положению. Это та самая мистическая точка, в которой некогда произошёл качественный скачек потрясший основы цивилизации и поменявший весь ход грядущей истории. Человек, избитый и униженный, приковылявший сюда, к подножью Голгофы, под тяжестью собственного креста, дабы принять смерть, — вышел отсюда, из собственного гроба, Богом — бессмертным и всесильным.
Вопрос о том, было ли это всё на самом деле, оставлю для изнурённых геморроем моралистов, ибо он бессмыслен в тех сферах, где кончаются игрища разума и начинается властилище веры. Известно, что абстрактные идеи движут миром не менее чем конкретные события. Как не назови, произошедшее здесь два тысячелетия назад – по своим последствиям на судьбы землян это было воистину актом планетарного масштаба!
Потому – утешимся тем, что имеем. Припомнив, что даже самая первая попытка «восстановить истину» по горячим следам уже не привела ни к чему. Эксгумация была обречена на третий день после погребения. Так может, следует поверить ангелу и перестать наконец искать живого среди мёртвых?
[gallery ids=»46502,46499,46500,46501,46503,46506,46507,46508,46509″]
Несведущему Голгофа рисуется такой, какой её изображали на своих полотнах старые мастера. Одинокой скалой посередине пустыря. Может быть, такой она когда-то и была. Но со времён святых константинопольских иерархов — Константина и Елены, когда началось «обретение» византийцами святых мест в Палестине, Голгофа перестала быть горой, превратившись в святыню. А вскоре вообще оказалась внутри запутанного храма Гроба.
Чтобы взойти сюда, ныне нужно преодолеть всего-то полтора десятка ступеней, поднявшись по одной из двух каменных лестниц. От той дикой скалы, на вершине которой стоял Крест, остался лишь прикрытый стеклянной витриной фрагмент, пересечённый трещиной по центру. Одной из тех, что образовались от сотрясения земли в момент Его смерти.
Отверстие, в которое был вставлен Крест, в мраморной нише, в центре алтаря. Забранное в серебро, оно-то и есть основная святыня Голгофы. В хорошие времена сюда, дабы вложить в отверстие руку и поцеловать икону, стоит очередь. Но мне эта внешне и Голгофа запомнилась абсолютно пустой, на ней мы были вдвоём – я и один чёрный схимник с надвинутыми на глаза балдахином. Монах сидел неподвижно, и лишь по дрожи чёток можно было определить, в чём он проводит своё время. Главное украшение Голгофы, как и во всем остальном пространстве Храма Гроба, красивые лампады, свисающие с неоштукатуренных и прокопчённых сводов.
Вообще же, как Голгофа ныне ничем ни напоминает то Лобное место, на котором казнили иерусалимских преступников, так и Храм Гроба Господня очень мало напоминает знакомые христианские соборы и церкви. Ибо его полутёмное и таинственное пространство объединяет в себе целый комплекс храмов, часовен, церквей и мест поклонения. Разобраться в архитектурной логике всего этого нагромождения, можно только осознав возраст и судьбу главной святыни христианского мира.
Строить Храм храмов начала ещё Святая Елена в 326 году. После этого он десятки раз горел, подвергался разрушению, перестраивался и ремонтировался. Так что, о том, первоначальном облике, можно только догадываться по сохранившимся кое-где колоннам с прекрасными капителями из резного мрамора. Наверное, это было великолепное и красивое сооружение – наследники античных строителей, византийцы, умели строить. Ныне же, Храм, это настоящий лабиринт, по которому можно двигаться не только в пространстве, но и плутать по времени.
Не знаю, как на кого, но на меня каждый раз производят сильное впечатление сотни тысяч крестов, вырезанных и процарапанных на стенах десятками поколений паломников и поклонников со всех уголков мира. Будто все стены покрыты тысячами глаз, которые следят за тобой, всматриваются в тебя, оценивают и вопиют. О чём?
Чтобы вполне понять запутанную логику Храма Гроба Господня, нужно ни на минуту не забывать и повода, послужившего его строительству. Тут кончается Скорбный (Земной) путь Иисуса Христа. И каждое событие Его последних шагов и часов нашло отражение в устройстве мемориала.
Прямо против входа, у подножия Голгофы – Камень помазания, на котором умащали и снаряжали тело Снятого с Креста. Рядом обозначено место, где в это время стояла убитая горем Богоматерь. Немного дальше по галерее – последние остановки Скорбного пути Часовня Каменных Уз, где Его пытали, Темница Христова, придел Св. Логгина (Сотника), то место, где римские солдаты играли в кости на одежду Распятого (Разделения Риз). А с другой стороны имеется тёмная пещера того самого Иосифа из Аримафеи, который уступил свой фамильный «гроб» для погребения Христа.
Глубже, в подземелье, имеется ещё и церковь самой Елены – на том самом месте, где зачинательница библейской археологии отыскала Крест, на котором когда-то был распят Христос. Ещё есть могилы. От праотца Адама, до крестоносных королей Иерусалима. Ещё, многочисленные молельни, принадлежащие всем конфессиям не очень дружного христианства. Ещё…
Но главная святыня Храма – сам Гроб. Вернее мраморная часовня (Кувуклия), поставленная над пещерой, где было положено тело Христа и откуда оно чудесным образом исчезло на третий день. Гроб – алтарь для каждой из трёх ежедневных литургий, которые совершаются тут православными, католиками и армянами.
Внутри Кувуклии, которая стоит под просторным куполом Ротонды, центральным объёмом всего Храма, два крохотных помещения. Преддверие — Придел Ангела, с куском того самого камня, которым привалили вход в пещеру по погребении и на котором восседал встретивший жён-мироносиц Ангел. И сама гробница – Святой Гроб. Одновременно тут, у мраморной плиты на которой лежало Его тело, могут поместиться лишь три-четыре человека. И то – лишь стандартной комплекции. Потому-то, далеко не все те, кто бывал в Иерусалиме, может похвалиться посещением Гроба.
Я провёл в Гробе более получаса и никто не мешал мне своим присутствием. Утверждают, что здесь, расстояние, отделяющее человека от Бога, минимальное. Отсюда с Ним можно общаться напрямую. Без посредников…