Министерство энергетики установило собственные правила общения с журналистами и электронным правительством. Ведомство как неприступная крепость: официального сайта у министерства до сих пор нет, нет даже официального e-mail адреса. Единственный номер телефона, указанный на портале электронного правительства РК, не отвечает. При этом на официальные журналистские запросы Минэнерго отвечает по собственным правилам, идущим вразрез с законом о СМИ.
Мы попытались отправить официальный запрос в Минэнерго через систему электронного правительства и узнали, что в ведомстве свои правила на этот счет:
– Вы нам на портал электронного правительства запрос отправили, мы будем его рассматривать 15 дней, по закону «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», – позвонила, чтобы сообщить «правила общения с прессой» сотрудница Минэнерго, представившаяся Макпал. – Если бы вы на блог написали или по факсу отправили, мы бы в течение трех дней ответили.
Получается, что для Минэнерго, в принципе, не составляет труда оперативно, в течение трех дней ответить на вопросы редакции: «Из чего складывается стоимость литра топлива АИ-92? И несет ли продавец АЗС ответственность за ненадлежащее качество топлива, в том числе и за причинение вреда имуществу потребителя вследствие использования некачественных нефтепродуктов?», но… Но пользоваться системой Egov они не хотят.
Между тем сроки, в которые госорган должен дать исчерпывающий ответ на журналистский запрос закреплены законодательно. В законе о СМИ написано, что государственные органы и иные организации обязаны представить запрашиваемую информацию не позднее трех дней со дня поступления обращения. Ведомство Владимира Школьника — исключение?
Единый интернет-портал egov.kz функционирует уже несколько лет, через него можно не только получить любую госуслугу, но и задать вопрос высокому правительственному чиновнику не выходя из дома. Как показывает практика, в странах, где уже давно налажено интерактивное взаимодействие власти с народом, количество административных барьеров снизилось в среднем на 90%. Но не в Казахстане… В нашей стране качество работы е-правительства, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Об этом говорят простые казахстанцы. Зачастую нарушаются сроки и порядок рассмотрения, многие отправленные обращения вообще остаются без ответа, практикуется так называемый «ведомственный футбол» – переадресовывают от одной инстанции в другую.
По официальным данным, проект электронного правительства уже обошелся бюджету в 46 млрд тенге. И еще 91 млн тенге планируется потратить на форум по «электронному правительству». Ради форума, мажилис одобрил проект закона «О ратификации Соглашения между Правительством РК и Организацией Объединенных Наций о целевом фонде технического сотрудничества», об этом сообщается на сайте правительства РК. Однако даже у депутатов помощь ООН в таком вопросе, как работа е-правительства, вызывает большие сомнения.
«Президент не раз говорил, что тратятся достаточно большие народные деньги, а толку мало. Что даст этот форум? Не будет ли это возможностью организовать еще один праздник? Что получат рядовые казахстанцы?» – цитирует «Казахстанская правда» депутата Владимира Боброва, во время пленарного заседания, посвященного обсуждению данного законопроекта.
«Действительно, сотрудничество с ООН необходимо, но я абсолютно точно знаю, как там принимаются решения, они заинтересованы в том, чтобы больше форумов проводилось в разных странах, в том числе развивающихся. У них своя отчетность есть по этим вопросам» – поддержал выступление своего коллеги спикер сената Касым-Жомарт Токаев.
Тем не менее, вопрос проведения форума уже решен.
– По итогам проведения форума мы планируем популяризировать опыт Казахстана по развитию «электронного правительства» как среди развитых стран, так и среди развивающихся. Срок реализации соглашения – четыре месяца, – сказал вице-министр инвестиций и развития РК Ерлан Сагадиев, представляя законопроект.