Этническую питательную почву для движения Талибан составляют, в основном, пуштуны. Правили Афганистаном талибы с 1996 г. по 2001 г., когда в страну вторглись войска международной коалиции, возглавляемые США. Талибы отступили на территорию высокогорной Зоны племен, на западе Пакистана и перегруппировались там. Сегодня Талибан все там же, где его лидер Мохаммед Омар (Мулла Омар) последовательно руководит войной против прозападного правительства в Кабуле.
В свое время Талибан просил Аль-Каеду, которой дал убежище, не трогать США, но в 1998-м г. произошли нападения на посольства США в Восточной Африке и руководил ими Усама бен Ладен. Незамедлительно последовали санкции Совета безопасности против правительства талибов в Кабуле. Талибан военно-административно, юридически и идеологически контролировал 90% территории Афганистана, когда Усама, которому был нужен всемирный джихад, напал на Нью-Йорк и спровоцировал многолетнюю войну.
Сегодня США, а с ними и современный Афганистан изыскивают способы переговоров с талибами, но на пороге окончательного сворачивания военных действий международной коалиции в декабре 2014 г. и конечного вывода ее сил из Афганистана до конца 2016 г., особого прогресса в этом вопросе не наблюдается. Надо отдельно отметить, что практически все лидеры врагов талибов (из тех, кто из Афганистана) сегодня мертвы.
Талибан был создан в начале 90-х гг. одной из группировок, устойчиво сформировавшейся в процессе войны с советскими войсками в 1979-1990 г.г. под наименованием «Мужахеддин». Негласно муджахединов (моджахедов) тренировали, поддерживали и снабжали ЦРУ США и его партнер со стороны Пакистана — Межведомственный разведывательный директорат. К муджахединам присоединилась пуштунская молодежь — из числа тех, кто учился в пакистанских медресе и общеобразовательных учреждениях. Талибан по-пуштунски значит «ученики». Пуштуны составляют одну из самых многочисленных этнических групп Афганистана и властвуют на юге и востоке страны.
Талибы снискали уважение и доверие среди афганцев за то, что на деле сумели убедить народ, что установят мир после 4-х лет тяжелейшей войны между самими муджахединами за власть в постсоциалистическом Афганистане (1992-1996 г.г.). Они вошли в Кандагар в ноябре 1994 г., где восстановили порядок, расстреляв разгулявшийся криминал и, в некоторых случаях идеологически, в других — силовыми методами, приручив местные некриминальные вооруженные группы. В сентябре 1996 г. талибы вошли в Кабул и свергли временного президента Афганистана Бурхануддина Раббани, этнического таджика, которого считали коррупционером и врагом пуштунов. В 1992 г. Раббани сменил на посту руководителя государства Генерального секретаря ЦК Народно-демократической партии Афганистана и верного союзника СССР Наджибуллу, поддержка режима которого оружием и горючим прекратилась еще до распада СССР. Он укрылся на территории миссии ООН в Кабуле, а сам город и вся страна погрузились в хаос междоусобной войны. Правительство Раббани, основу которого составляли войска так называемого Северного альянса, действовавшего на севере страны, оказалось недолговечным и несолидарным. Конец междоусобице положили талибы. Они же окончательно зачистили политическое поле от советского наследия — захватили и казнили Наджибуллу, когда вошли в Кабул в 1996-м. Раббани прожил дольше — его настиг террорист-смертник в 2011 г. в его собственном доме.
Различные аналитики США и НАТО сходятся во мнении, что ко времени первого удара сил коалиции по позициям талибов, они контролировали примерно 90% территории страны. С территориальным расширением талибы устанавливали на местах свою особую форму дознания, следствия и судебного разбирательства — на основе древнего, доисламского, пуштунского племенного кодекса и своего взгляда на шариат, оформившегося под влиянием религиозно-политического движения ваххабизма, радикально настроенного против некоторых нововведений в исламе, в частности, посредничества между Аллахом и человеком, и против суфиев, к слову, исторически издревле и прочно обосновавшихся на территории, например, Северного Кавказа и Казахстана.
Режим талибов добил существовавшие к моменту его воцарения в Афганистане государственно-социальные институты, уже изрядно потрепанные 17-летней практически непрерывной войной. Их сменило Министерство по делам установления добродетели и предотвращения порока — репрессивный орган, запретивший музыку и телевидение, обязавший женщин носить полностью скрывающее лицо и фигуру одеяние, и одним из первых в современном мире начавший снимать на видео расстрелы неверных. С самого захвата власти, талибы были изолированы от большей части внешнего мира. При этом пользовались признанием со стороны Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Пакистана. В отношении Пакистана в западном экспертном сообществе сложилось мнение, что он поддержал талибов, как реальную силу, способную стабилизировать и объединить Афганистан, с одной стороны, и действовать против интересов Индии, Ирана и России в регионе, с другой. В 1998 г., Совет безопасности ООН принял резолюцию, требующую от талибов прекратить преследования женщин. В 1999 г. были наложены санкции за то, что приютили у себя Аль-Каеду и Усаму бен Ладена.
Мулла Омар, священнослужитель и ветеран антисоветского сопротивления. Руководитель талибанского Афганистана с 1996 по 2001 г.г. в статусе амира аль-муминина или «вожака верных». Он дал убежище руководству аль-Каеды при условии, что она воздержится от антагонизма к США, но в 1998 г. имели место террористические атаки на посольства США в Восточной Африке, руководил которыми Усама. В тот момент, отмечают аналитики, между двумя группировками возникло напряжение. Талибан выглядел умеренным в сравнении с Аль-Каедой, нацеленной на всемирный джихад — даже после нападения на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке и последовавшую войну международной коалиции против Аль-Каеды на территории, контролируемой Муллой Омаром и его талибами. При этом Талибан проявил изрядный дух товарищества, проигнорировав требования США выдать бен Ладена.
На севере Талибану противостоял Северный альянс, уже упомянутый выше, в составе которого были таджики, узбеки и хазарейцы. Этот альянс помогал войскам коалиции выходить на позиции талибов. Несмотря на бегство из страны в Пакистан, Мулла Омар и высшее руководство Талибана нашли силы перегруппироваться. Сегодня считается, что они где-то в провинции Белуджистан, откуда продолжают управлять своими отрядами, но, согласно отчета мониторинговой команды Совбеза ООН, «не имеют желания или неспособны монополизировать насильственные действия против государства» (сентябрь 2013 г.).
Многие эксперты разделяют мнение, что пакистанское разведывательное сообщество продолжает поддерживать талибов и предоставлять им убежище в западных высокогорных областях Пакистана, которые принято называть Зоной племен. Исламабад подобные умозаключения опровергает. Для справки: в Пакистане существует движение Техрик-и-Талибан Пакистан, больше известное как пакистанский Талибан, который является вооруженной разномастной в этническом и идеологическом отношении группировкой, в составе которой много ветеранов войны против советских войск. Действуют они отдельно от афганского Талибана. Окончательно Техрик-и-Талибан Пакистан вызрел, когда отступившие из Афганистана талибы и прочие группировки пострадали в Зоне племен от репрессий со стороны армии Пакистана. При этом оба Талибана, находящиеся в списке террористических организаций США уважают друг друга, но только один из них смотрит на Пакистан как на пособника.
Деятельность и сопротивление талибов после 2001 г. частично финансировались наркобизнесом, хотя Мулла Омар издал отдельные постановления о запрете на выращивание и сбор опийного мака. В конце концов, талибы уничтожили его плантации. Считается, что одним из источников дохода движения является сбор пожертвований от крестьянства и платы за проезд через их блок-посты. В 2012 г., ООН заключила, что доход талибов от горнорудного дела составлял примерно 400 миллионов долларов США в год.
Сегодня Талибан пользуется определенной поддержкой народа. Исследования Фонда Азия (Asia Foundation) в 2013 г., показали, что 33% населения страны — в основном пуштуны этнически, и крестьяне — поддерживали все вооруженные отряды сопротивления и особенно талибов. При этом 66% высказали уверенность, что перемирие между правительством в Кабуле и всеми вооруженными отрядами сопротивления стабилизирует страну.
Этот же фонд утверждает, что афганская национальная армия и полиция пользуются высоким доверием у населения, в то время как некоторые иные источники утверждают, что население относится к новой армии и полиции как к предателям. При этом считается, что многие крестьяне в Афганистане отвернулись от Кабула за то, что войска коалиции, в обмен на некоторые послабления и при определенных условиях, договаривались с некоторыми полевыми командирами, рэкетировавшими трудовой люд и даже поддерживали их. Многие крестьяне оценили систему правосудия талибов как более эффективную в сравнении с правительственными органами, благодаря «умению решать споры в процессе честного словесного поединка без учета племенного или этнического фактора и предвзятого отношения в связи с этими факторами, а проще говоря, без необходимости платить взятки», — сказал Грэм Смит, старший аналитик Международной кризисной группы в Кабуле.