Ни для кого не секрет, что власти Казахстана довольно часто используют старую формулу римского сената «divide and conquer» — разделяй и властвуй. Но, похоже, данный принцип, наконец, был принят не в рамках подавления кого-либо, а в целях развития государственного управления.
Так, на днях президент Нурсултан Назарбаев подписал закон, разграничивающий полномочия между уровнями госуправления. Как отмечает пресс-служба главы Казахстана, данный закон направлен на разграничение полномочий между уровнями государственного управления.
Несколько ранее, как сообщали информационные агентства РК, депутаты мажилиса парламента на пленарном заседании одобрили во втором чтении поправки в подписанный ныне президентом законопроект РК «О внесении изменений в конституционный закон РК «О правительстве РК», а также пакет сопутствующих поправок. Данными документами предусматривается распределение компетенции между правительством РК и центральными исполнительными органами, центральными исполнительными органами и местными исполнительными органами, а также закрепление функций правительства РК по основным базовым направлениям, в том числе разработка основных направлений социально-экономической политики государства, обороноспособность, безопасность и обеспечение общественного порядка.
Также поправки были внесены в проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления». Текущие изменения коснулись ведомств, занимающихся социальными вопросами, транспортом и энергетикой. В частности речь идет о внесении изменений и дополнений в 15 кодексов (Земельный, Лесной, Водный, Экологический, Трудовой, Бюджетный, Гражданский процессуальный, Об административных правонарушениях от 30 января 2001 года и 5 июля 2014 года, Налоговый, О здоровье народа и системе здравоохранения, О таможенном деле в РК, О браке (супружестве) и семье, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный) и 125 законов РК (О жилищных отношениях, Об автомобильных дорогах, О защите растений, О банках и банковской деятельности в РК, Об использовании атомной энергии, О нормативных правовых актах, О естественных монополиях и регулируемых рынках, Об аудиторской деятельности, О противодействии терроризму, О железнодорожном транспорте и других).
Что же скрывается за столь сложными для первичного восприятия формулировками. На самом деле, все довольно банально и в настоящее время происходит начатое еще в начале политического сезона перераспределение полномочий и функций органов госуправления. Проблема же реформ, коснувшихся фактически всех социально значимых ведомств, лежит в двух плоскостях.
В числе первых стоило бы вспомнить о таком незыблемом в нашем мире факте, как дублирование поручений. Как заметил сам президент Назарбаев, поручив правительству немедленно разработать законопроект о разграничении полномочий между уровнями государственного управления, в настоящее время в ведомствах царит хаос, одни, получив ответственное задание, перепоручают его нижестоящим, те в свою очередь спускают его дальше вниз и так до бесконечности. «На расширенном заседании правительства мне приходилось говорить о том, что у нас в настоящее время имеется: очень много ступеней выполнения поручений и документов, снизу вверх восемь ступеней, потом обратно сверху вниз восемь ступеней, бумаготворчество увеличилось в три четыре раза», — напомнил глава государства.
Более того, существующая практика хаоса приводит к тому, что одно и то же поручение спускается сразу нескольким ведомствам. В результате каждый кивает друг на друга и не получается ничего. Недаром ведь говорят, что у семи нянек дитя без глазу.
К тому же довольно острая проблема в сфере госуправления заключается в том, что отечественные министерства взяли на вооружение политику премудрого пескаря, не беря на себя ответственность, кивать на верха – как бы чего не вышло. А если уж и выйдет, то за это пусть отвечает кто-нибудь другой.
«…Проведенная реорганизация должна привести к тому, чтобы в министерстве заканчивались все вопросы, касающиеся их полномочий, задача правительства четко выполнить эту задачу и все, что можно делать на местах, передать туда, не дублировать, не сохранять в министерствах и в местных органах одну и ту же функцию», — резюмировал Нурсултан Назарбаев.
Надо полагать, что с момента вступления в силу нового законопроекта о госрегулировании, каждый министр должен будет иметь необходимые полномочия в курируемой сфере и нести ответственность за принятие решений, не перекладывая на другие уровни.
Однако, пока суть да дело, разобраться в том, какие функции кому принадлежат, и кто за что отвечает не представляется возможным. На вопросы граждан сотрудники всевозможных ведомств лишь пожимают плечами, не особо заботясь о том, чтобы разрешить возникшие у людей проблемы. Оно и понятно, пока все узаконится, пока переберутся в другие места одни команды, а на их место придут другие, должно пройти немало времени. Быть может, прав председатель Нацпалаты предпринимателей Тимур Назханов, который в комментариях местным СМИ резюмирует: «…Чиновники сейчас больше заняты тем, как все утрамбовать, укомплектовать, взять своих и выкинуть чужих людей».
Это значит, что еще довольно неопределенный период, казахстанцы не смогут получить предоставляемые им ранее услуги. А вместе с тем, также остается непонятным, для чего вообще была затеяна реорганизация, ведь худо-бедно, но предыдущие структуры со своей задачей сносно справлялись.
Конечно, можно предположить, что все это было затеяно с одной целью – сократить гигантские расходы на госаппарат, который за последние годы разросся до неимоверных размеров. Однако, несмотря на реструктуризацию, сам госаппарат по сути своей так и не сократился. А куда еще, спрашивается, девать всех племянников, детей знакомых и близких друзей и прочие связи, прочно согласующиеся с условиями математической задачи в графе «Дано».
Следовательно, остается еще одно, немаловажное по своей сути, предположение, плавно переходящее во вторую плоскость. Речь идет о грядущих изменениях. Ведь уже в 2016 году Нурсултану Назарбаеву придется сделать выбор: либо баллотироваться на следующий срок, либо назвать-таки преемника.
До сих пор этот вопрос оставался главной интригой во внутриполитической составляющей. Пожалуй, с тех самых пор, когда пару-тройку лет назад журналисты агентства Bloomberg задали казахстанскому президенту главный вопрос, будет ли он баллотироваться на следующих президентских выборах 2016 года. На что глава государства ответил: «Я избран до конца декабря 2016 года, подойдет время — поговорим тогда». Час «Х» приближается, пришло время подбивать итоги.