Состоявшийся недавно в Астрахани саммит прикаспийских государств возымел не только экономический и геополитический, но и большой геостратегический эффект. Главы пяти государств, чьи берега омывает седой Каспий, пришли к общему знаменателю, исключающему доступ в регион «мировому полицейскому», у которого на него были собственные планы. Однако это не все, о чем договорились лидеры пяти стран. Согласно общему соглашению и при наибольшем одобрении Ирана, Россия сделала неожиданный ход, вызвавший переполох в ведомстве «дяди Сэма». И теперь пентагоновские стратеги находятся в режиме лихорадочного поиска приемлемого варианта ответного шага.
Многие наши читатели наверняка помнят материал, в котором была опубликована карта, обозначающая прикаспийский регион как зону стратегических интересов одной мировой державы, чьи собственнические взгляды распространяются практически на весь мир. И если до недавнего времени все остальные страны воспринимали это едва ли не как должное, то сегодня некоторые из них всерьез озаботились данным обстоятельством, посчитав, что если так будет продолжаться и дальше, то недалек тот день, когда в мире выстроится вертикаль власти с вашингтонским обкомом партии во главе и со всеми втекающими из этого последствиями.
Лидеры пяти государств приняли заявление, в котором обозначили статус Каспия и роль каждой страны в его жизнедеятельности таким образом, что для посторонних места в нем не оказалось. Вкратце напомним, что, согласно достигнутым договоренностям, в следующем году будет принята декларация о взаимовыгодном сотрудничестве в регионе и разумном использовании ресурсов Каспийского моря на основе компромиссного решения, главный принцип которого будет базироваться на стабильности и развитии эффективного экономического взаимодействия. За океаном, разумеется, с этим не согласны.
Современный мир глобален и все происходящие в нем процессы взаимосвязаны, любят говорить политики. И это абсолютная истина. Добавим лишь, что есть на свете государство, которое связывает и замыкает на себе все эти процессы. Которому есть дело до всего, что творится в мире, будь то гражданские войны, цветные революции, чьи-то территориальные споры, его никак не касающиеся, борьба с терроризмом даже там, где его об этом не просят, поддержка оппозиций, отстаивание прав гомосексуалистов, признание законности однополых браков и т.д. и т.п.
Нетрудно догадаться, что это Соединенные Штаты Америки, имеющие свои планы насчет Каспийского моря, несмотря на то, что попасть в него из США по воде физически невозможно. Однако это не имеет никакого значения, когда речь заходит об американских национальных интересах. Политики на Капитолийском холме могут ожесточенно спорить друг с другом по многим вопросам. Но в одном они единодушны всегда: Америка — исключительная страна, которой не было, нет и не будет равных. Для всех остальных народов она является образцом мудрости и добропорядочности. А посему ей самим Господом предначертано предназначение указывать всем остальным правильные пути. И в этом смысле нынешний президент США, заявляя об «исключительности» американской нации в духе концепции о своем «явном приоритете» («manifest destiny»), ничем не отличается от своих предшественников.
Исходя из подобных заявлений, можно заключить, что отсутствие правового статуса Каспия определенным силам, делающим погоду в «державе номер один», было бы на руку. Ибо в этом случае сохранялась возможность споров между прикаспийскими государствами по поводу территориальных вод, которые при желании можно раздуть до серьезных вооруженных конфликтов и получить очередной очаг нестабильности, требующий вмешательства извне. Ну, и дальше по накатанной.
Однако при всех уверениях Обамы в том, что он проводит «уважительную к другим» внешнюю политику, с каждым годом все отчетливее видно, что именно эта политика является одной из главных причин возникновения очагов нестабильности в мире.
Можно вспомнить, что еще недавно американские транснациональные компании подталкивали Азербайджан (из всех пяти государств наиболее проамерикански настроенный) к обозначению своих территориальных вод без согласования с остальными государствами региона. А в 2012 году в госдеповском докладе по бюджетному финансированию военных операций за рубежом американские стратеги отмечали необходимость «осуществления системных действий США и организации на Каспии морского форпоста с целью сдерживания Ирана и России».
О том, чем это могло грозить государствам региона, тоже шла речь на астраханском саммите. В результате предметного обсуждения данного вопроса появились концептуальные основы для определения статуса Каспийского моря, исключающие право пребывания в нем вооруженных сил стран, не входящих в регион. Это означает, что одна из зон стратегических интересов США становится для них недоступной. Но с другой стороны, вовсе не означает, что они с этим смирятся. Иными словами, одно дело все это продекларировать. И совсем другое – реально не пустить в регион того, кого желают в нем видеть меньше всего. И на этом вопросе пять лидеров остановились более подробно.
Мощь шагающих по планете и держащих ее под постоянным прицелом американских вооруженных сил в ближневосточном регионе, а также неадекватность неправительственных вооруженных формирований (Аль-Каида, ИГИЛ, что сегодня более вероятно) рано или поздно может быть нацелена на Иран, а затем и дальше на север – Кавказ и Центральную Азию. Во всяком случае, исходя из нынешней политической обстановки, этого исключать не следует. И данный вопрос явился одним из самых актуальных при принятии решений на астраханском саммите.
Возможно, потому речь американского президента на 69-й сессии Генассамблеи ООН мирной риторикой явно не отличалась. Аналитики называют это реакцией Обамы на усиление военного присутствия Российской Федерации (из всех пяти государств лишь ее вооруженные силы могут реально противостоять армии США) в Каспийском и Черном морях. К слову, этот факт возмущает многих западных стратегов, которые подвергают обструкции каждый подобный шаг своего главного геополитического соперника, но при этом всегда уходят от прямого ответа на вопрос, зачем Соединенным Штатам 1200 военных баз по всему миру. Однако сейчас не об этом.
Западных стратегов всерьез обеспокоил тот факт, что в двух морях появятся российские крылатые ракеты морского базирования радиусом действия более полутора тысяч километров, которые сведут на нет американские позиции в восточной Европе и на Ближнем Востоке.
Что касается Черного моря, то там данные ракеты будут установлены на дизельных подводных лодках, базирующихся на военно-морской базе в Новороссийске. По оценкам военных экспертов, это может означать появление дополнительных эффективных средств подавления американских систем ПРО, установленных в Польше и Румынии.
То, что творится в черноморском бассейне, безусловно, занимательно. Однако для нас, по понятным причинам, гораздо более интересно то, что творится на Каспии.
В конце прошлого месяца в мировых СМИ прошла информация о том, что состав Каспийской военной флотилии РФ пополнится несколькими малыми ракетными кораблями проекта 21631 «Буян-М» класса река-море, которые легко могут «прятаться» на Волге, впадающей в Каспий. Однако самое главное не в этом. Данные корабли будут оснащены теми же крылатыми ракетами, что и черноморские субмарины. Но для чего такие ракеты на Каспии? Ведь врагов тут нет. Ответ на это вопрос кроется в другом. Если подводные лодки Черноморского флота берутся контролировать пространство от польской до афганской столиц, то Каспийская флотилия берет на себя функции по контролю за пространством от южной Европы до Ближнего Востока (от Рима до Багдада). Если учесть, что, согласно доводам военных экспертов, один залп таких установок способен уничтожить более семидесяти целей на расстоянии более полутора тысяч километров, то аргумент выглядит более чем серьезно. Это: а) дает реальную возможность нанесения упреждающего удара по позициям набирающих силу исламистов, которые рано или поздно могут нацелиться на Центральную Азию и Кавказ; б) делает бессмысленным старания США по установке своих систем ПРО в какой-нибудь из ближневосточных стран.
Читатели газет со стажем наверняка помнят Договор о ракетах средней и малой дальности, подписанный в 1987 году тогдашним американским президентом Рональдом Рейганом и руководителем СССР Михаилом Горбачевым, который запрещал Советскому Союзу, а теперь России, развертывать наземные ракеты, дальность полета которых превышает 500 километров. Однако действие договора не распространяется на ракеты морского базирования. Таким образом, в геостратегическом противостоянии США и России, развернувшемся на «великой шахматной доске», последняя сделала весьма хитрый ход, который обеспечит контроль над значительной территорией евразийского континента. Ситуация интересна тем, что ни в Черном море, ни на Каспии Штаты не смогут предпринять ответные шаги, ибо их военное присутствие в этих водоемах запрещено соответствующими конвенциями, в числе которых и та, что принята в Астрахани.
«Дядя Сэм» в бешенстве. Он опять указывает, грозится и пугает «медведя» различными санкциями. С интересом ждем, что он придумает в ответ. Ход за ним.