Возмущенные отклики пользователей социальной сети Facebook, вызванные недавним интервью эпатажного Григория Марченко российскому интернет-изданию Lenta.ru, не только обогатили исторический список адресованных ему негативных эпитетов, но и живо напомнили о провалившихся попытках создать национальную платежную систему Казахстана.
Удивительно, но предыдущие заявления г-на Марченко в российских СМИ, которым он издавна отдает явное предпочтение по сравнению с казахстанскими, такой бурной реакции не вызывали. На этот же раз вполне компетентные в теме платежных систем пользователи Facebook охарактеризовали дважды экс-председателя Нацбанка «очень и очень непорядочным человеком», «самовлюбленным бездельником», «имитатором бурной деятельности», да еще и «очень хитрым и жадным чуваком»! Конечно, и от отечественных журналистов, которых г-н Марченко не жаловал в бытность руководства центральным банком, ему в ответ тоже доставалось немало, но на этот раз он сполна получил негатива от людей, знающих тему изнутри.
Масла в огонь недовольства, по всей видимости, добавило еще и то, что по времени публикация интервью г-на Марченко совпала как с конфликтом между Россией и Западом, обменивающихся взаимными санкциями, так и с заметным усилением информационного давления со стороны известных российских политиков и экспертов на Казахстан в связи с ратификацией Договора о создании Евразийского экономического союза. К тому же для своего выступления г-н Марченко выбрал прокремлевский информационный ресурс, да еще и отличившийся весной этого года решением его владельца Александра Мамута, главы компании «Афиша-Рамблер-SUP» уволить главного редактора Галину Тимченко после публикации интервью с одним из лидеров украинского «Правого сектора». Тогда в знак протеста более 80 сотрудников Lenta.ru выступили с публичным обращением по этому поводу, а затем дружно покинули это СМИ, хотя на тот момент оно было самым посещаемым и цитируемым в Рунете.
Еще один нюанс связан с личностью журналиста, взявшего интервью у г-на Марченко, им оказался Михаил Пак, представлявший ранее в Казахстане российское информационное агентство «Regnum». Глава последнего Модест Колеров одно время трудился начальником управления российского президента по межрегиональным и культурным связям, а пару лет назад из-за своих реакционных взглядов попал под запрет на въезд в прибалтийские республики и Грузию. В Алматы он приезжал в прошлом году в рамках презентации портала «Радиоточка», где тогда г-н Пак занимал пост главного редактора наряду с работой на «Regnum». Публичная лекция г-на Колерова в КИМЭПе обернулась скандалом, так как ему устроили встречу там молодые национал-патриоты с плакатами «Колеров, уезжай домой». Из высказанных им тогда мрачных прогнозов по поводу будущего нашей страны были резня, которую якобы устроят националисты уже на следующий день после гипотетического прихода к власти, гибель Алматы как города-цивилизации под напором переселенцев из фавелл и даже отделение Западного Казахстана в результате спецопераций американской и немецкой разведок!
Впрочем, все эти обстоятельства вряд ли бы вызвали столь негативную реакцию в Казахстане, если бы г-н Марченко в своем интервью не занял откровенно пророссийскую позицию в вопросе о дальнейшем развитии национальных платежных систем. По его мнению, платежные сервисы электронных денег, которые предлагают глобальные лидеры IT-отрасли, — Apple Pay, Google Pay и Facebook Pay — представляют угрозу национальной безопасности странам Таможенного союза. Поэтому, с его точки зрения, необходимо сейчас сломить сопротивление коммерческих банков, лоббирующих свои процессинговые центры, использующие международные платежные системы «Visa», «Master Card» и другие, и срочно приступать к созданию национальных платежных систем.
Иначе, как предупредил г-н Марченко, «на выходе вы получите зависимость экономики от платежных средств, эмитируемых американской компанией с полной базой данных о ваших гражданах», вместо полноценных денег – некий суррогат, представляющий «платежное средство, причем корпоративное». А поскольку «обычный горожанин, уже десять лет использующий технику компании Apple или по несколько часов в день проводящий в Facebook» наверняка предпочтет продукты своих любимых компаний, то г-н Марченко, кстати, признавшийся в том, что «никогда не имел аккаунта в социальных сетях», дошел до того, что сослался на опыт коммунистического Китая: «А китайское правительство прямо запретило использование продукции компании Apple для госслужащих. Это же реальная зависимость: ты пользуешься сервисом, а о тебе собирают информацию». Напомнил он и о том, что в Китае запретили виртуальную валюту Bitcoin, а заодно призвал не зависеть полностью от системы международных платежей SWIFT.
Припугнул экс-председатель Нацбанка и грустной перспективой, когда «придется двигаться по пути Эквадора, Панамы или Зимбабве и полностью переходить на наличный долларовый оборот, чему некоторые товарищи будут чрезвычайно рады». Взамен он предложил следующую программу: «…Принимать необходимые меры по стабилизации безналичного оборота, внедрять свою национальную карточку, платежи по международным карточкам, switching осуществлять полностью внутри страны, вводить собственные электронные деньги и принимать меры, чтобы экономика развивалась, и люди своими кошельками голосовали за национальную валюту против безналичного доллара». Остается лишь добавить, что авторство на эту программу принадлежит все же не ему, а Кремлю – ведь именно по этому пути вынужденно движется сейчас Россия, хотя до введения санкций Запада против нее в Москве особо не торопились с курсом на финансовую автаркию.
Досталось от г-на Марченко и коммерческим банкам за блокирование попыток по созданию национальных платежных систем как в Казахстане, так и в России. Выглядели такие обвинения довольно странно – ведь сам г-н Марченко несколько лет руководил «Народным банком Казахстана», одним из крупнейших в нашей стране. При этом он не только обвинил своих бывших коллег по частному сектору в том, что они не хотят снижать тарифы для клиентов в погоне за барышами, но и в том, что «им глубоко плевать на соображения национальной безопасности и интересы клиентов»!
В ответ на такие заявления в Казахстане напомнили г-ну Марченко, что как раз он и ответственен за провал проекта по созданию единого процессинга в начале «нулевых». Как выяснилось, тогда Нацбанк предлагал создать новую систему под своим началом с нуля и переключить на нее весь процессинг. Банкиры же, уже вложившие немало средств в развитие собственного процессинга, предлагали объединить существующие центры ведущих банков – «Народного», «Казкома» и «БТА» в единый с предоставлением доли Нацбанку в нем. Объединить предлагалось и банкоматные сети лидеров рынка. Нацбанк же рьяно взвалил на себя бремя лидера в этой сфере и создал коммерческую структуру, в которой банкам отводилась скорее роль статистов. Итог этих усилий был плачевен – в конце 2011 года, когда г-н Марченко правил Нацбанком во второй раз, Агентство по защите конкуренции отказало в продолжении дальнейшей деятельности АО «Национальный процессинговый центр», созданного в 2000 году, то есть когда Григорий Александрович был назначен главным банкиром страны на первый срок. А затем это АО прошло через добровольную ликвидацию, завершившуюся в прошлом году.
Но к тому моменту г-н Марченко, которому явно нужно было спасать свою репутацию архитектора национальной платежной системы, уже был одержим новым проектом – созданием Единого национального оператора электронных платежей, позднее получившего название Единого процессингового центра (ЕПЦ). В январе прошлого года тогдашний глава Нацбанка направил письмо на эту тему главе государства, предложив забрать у банков в управление ЕПЦ все принадлежащие им банкоматы и POS-терминалы, запретить международным платежным системам «Visa», «MasterCard» и другим участвовать в операциях внутри Казахстана, и создать в итоге общенациональную платежную сеть для всех банков и их клиентов по принципу «единого окна». Примечательно, что в то время у г-на Марченко не было неприятия глобальных IT-компаний, так как он предлагал привлечь к своему проекту компании «Google», «Microsoft», «Samsung» и другие в качестве стратегических партнеров. Любопытно было также, что г-н Марченко старательно избегал упоминания по поводу перспектив запуска общенациональной платежной карты в Казахстане, видимо, памятуя о том, что поручение главы государства по проекту «KazCard» было успешно провалено Нацбанком вместе с правительством.
Идея г-на Марченко сразу же попала под шквальный огонь банкиров и экспертов. Нацбанку, а заодно и правительству объяснили, что создание ЕПЦ обойдется в гигантскую сумму от $300 млн до $600 млн, а представители банков заявили о вполне возможной приостановке операций по платежным картам в стране. Бастионом фронды стали участники рынка с собственными процессинговыми центрами – «Казкоммерцбанк», «Народный банк Казахстана», дочерние «Сбербанк России» и «Банк ВТБ (Казахстан)».
В итоге началось позорное отступление центрального банка в вопросе о ЕПЦ – вместо 100%-го контроля к маю г-н Марченко объявил о согласии на пакет в 50% плюс одна акция. Затем сказалось и влияние международных платежных систем, так как Нацбанк официально подтвердил, что их карточки по-прежнему будут приниматься во внутренних расчетах в Казахстане. Летом стало известно о содержании письма участникам рынка и Ассоциации финансистов Казахстан от тогдашнего зампреда Нацбанка Абена Бектасова, отвечавшего за IT-направление. Там говорилось о создании единого межбанковского центра с участием Нацбанка для обработки и обслуживания платежей, совершаемых на внутреннем рынке с использованием платежных карточек всех казахстанских банков. Вместо экспроприации или выкупа банкоматов у банков теперь речь шла о добровольном объединении их сетей. А об объединении под эгидой Нацбанка сети POS-терминалов речь и вовсе не шла, так как малый бизнес просто бойкотировал соответствующее решение властей. А потом идея ЕПЦ так и канула в Лету вместе с покинувшими Нацбанка г-дами Марченко и Абеновым.
Остается загадкой, зачем все же нужно было экс-председателю Нацбанка пугать из Москвы руководство Казахстана очередными пропагандистскими страшилками про козни Запада в части платежных систем. Ведь нашей стране эти санкции не угрожают по определению, да и россияне не спешат рубить кабели, соединяющие их банки с SWIFT и международными платежными системами, как, впрочем, и их западные партнеры. Герман Греф, глава «Сбербанка», крупнейшего в России , прямо заявил на форуме «Россия зовет», что не может не сидеть в интернет-банке и не хочет стоять в очереди в старый советский «Сбер». Его первый заместитель Максим Полетаев в интервью газете «РБК Daily» заметил, что отключение SWIFT будет «равносильно объявлению экономической войны», которой никто не хочет, ибо западные партнеры должны платить за газ, нефть и прочее сырье, поставляемое из России, получать платежи по облигациям ее эмитентов и так далее. Он также дал понять, что вопрос о собственной платежной системе России еще не решен, как и об использовании в качестве ее платформы системы «ПРО100» «Сбербанка». Напомнил он и о том, что на недавнем собрании акционеров «Сбербанка» г-н Греф заявил о намерении конкурировать с Google, а технологический прорыв является одним из приоритетов стратегии развития до 2018 года.