Мода на Facebook сходит на нет — правительство Казахстана практически полностью прекратило попытки использовать социальную сеть как инструмент. На сегодняшний день всего 4 министра из 12 имеют свои аккаунты в Facebook. Эксперты объясняют это нежеланием рисковать и невозможностью контролировать обратную связь.
Моду на Facebook задал Карим Масимов — его смело можно назвать одной из первых политических ласточек на просторах Казнета. Увы, сегодня аккаунт в Facebook, который вела его пресс-служба, неактивен. Последняя запись датируется сентябрем 2012 года.
Чем делится со своими друзьями и подписчиками Асет Исекешев — министр по инвестициям и развитию — неизвестно. Последняя доступная запись в прошлом году осенью — поздравление с Днем финансиста.
Можно предположить, что приход в правительство обязывает новичков приостановить свою активность в соцсетях. Арыстанбек Мухамедиулы активно вел свою страничку вплоть до назначения на должность министра культуры в марте 2014 года. А после как отрезало — ни одной новой записи.
Как всегда есть исключения. Министр образования и науки Аслан Саринжипов продолжает активно вести свою страничку в Facebook. За последние полгода руководитель самого критикуемого ведомства страны на своей странице поздравил казахстанцев с Днем журналистики, с Днем Астаны, с Днем знаний, с Днем учителя. Кроме этого за 6 месяцев Аслан Бакенович, активно проводящий реформы в образовательной отрасли Казахстана, выложил видео «Брейкданс под казахскую музыку», результат своего теста на коэффициент интеллекта (для тех, кому интересно — 170), несколько фото с загранкомандировок. Справедливости ради, нужно отметить 4 поста о студенческой футбольной лиге и 5 постов об олимпиадах по математике и физике.
По-прежнему довольно симпатичный аккаунт ведет министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков. Хотя, судя по количеству проблем в отрасли, которую он курирует, контент мог быть более содержательным.
— Когда Карим Масимов вернулся на пост премьер-министра, он решил подсократить свою информационную деятельность, свое присутствие на информационном поле страны. Скорее всего, не без подсказки из Акорды. Потому что до этого он слишком активно демонстрировал свое медийное присутствие, кому-то это не понравилось в окружении президента, может быть, и самому главе государства, — говорит политолог Досым Сатпаев. — Вся проблема в том что, открыть аккаунты — это одно дело, сделать их интересными и, что немаловажно, интерактивными — это намного сложнее работа. Особенность социальных сетей как раз состоит в том, что там трудно проконтролировать в целом сам процесс общения. И неприятные вопросы, неприятные комментарии, нелицеприятные отзывы там будут звучать намного чаще, чем например, через контролируемые средства массовой информации.
— Власть не сильно заинтересована в такой площадке для диалога, как социальные сети, — подтверждает политолог Расул Жумалы, — есть такие моменты, которые тем чиновникам, которые даже хотели бы быть в социальных сетях, сама внутренняя кухня не позволяет и не приветствует такую инициативность. Мне кажется, это будет даже порицаться, если какой-то чиновник будет откровенничать и активничать в соцсетях. Срабатывает двойной-тройной заслон. Не исключаю, что есть много чиновников, которые хотели бы поделиться, хотели бы объяснить свою позицию, но сами правила игры чиновничьей кухни не совсем это приветствуют и дозволяют, может быть, даже и порицают.
На данный момент, говорят политологи, прослеживается другая тенденция. Власти начинают уделять больше внимания не своему собственному присутствию в социальных сетях, а созданию определенных лояльных групп из числа блогеров.
— Этот тренд, связанный именно с созданием лояльных для себя социальных групп в социальных сетях, я думаю, будет скорее всего усиливаться, — рассуждает Досым Сатпаев. — То есть не столько присутствие конкретных чиновников, как это было ранее, а сколько именно активное формирование аффилированных с теми или иными государственными структурами или в целом с властью, аффилированных пользователей сетей, которые, опять же с точки зрения власти, могли бы реализовывать ту или иную информационную политику.
Сейчас активно проходят «обкатку» новые инструменты манипулирования общественным мнением — альянсы, союзы, группы в социальных сетях. А чтобы арена большой политики не превратилась в проходной двор, вместо распахнутых дверей открытым остается лишь небольшое окошко, в которое можно будет заглянуть только самым надежным людям.