Почему власти «спят» и поздно замечают самозахват земли и строительство там домов? Почему чиновники предпочитают ждать и рушить вместо того, чтобы заранее предупредить эту кризисную ситуацию? Этим вопросом задается журналист Амирболат Кусаинулы на страницах газеты «Туркестан». А его коллега Нурлан Жумахан c сайта «Дала мен кала» заинтересовался, почему в Мангистау стало модным изучение китайского языка.
«Вопрос сноса снесения незаконных строений на захваченных землях поднимается периодически. Самое интересное — чиновники, которые стремятся снести дома, видели, что эти земли заняли! Видели, что там строят жилье, но до поры до времени молчали вместо того, чтобы предупредить людей о незаконности их действий».
В качестве примера Амирболат Кусаинулы приводит поселок в 65 домов поселка Коянды в Акмолинской области, подлежащих сносу.
«Говорят, землю захватили незаконно — это ерунда, продолжает журналист. — Это только повод. Куда смотрели власти, когда эти люди со своими семьями осваивали эти земли, благоустраивали, строили дома? Почему чиновники из акимата не остановили их?! Десять лет они не замечали строительства и теперь, когда люди с горем пополам завершили строительство своих домов и только перевели дух, им говорят: «земля незаконно захвачена, освобождайте!». Однако чиновники поступают «мудро». Раньше там была голая степь, обросшая бурьяном и камышами, и земля не имела такую ценность, какую она обрела сегодня. Сейчас эти восемь соток уже стоят не менее 2 миллионов тенге. А самое главное, эти люди ничего не просят у властей, ни работы, ни жилья, живут сами по себе. Радоваться бы этому, ан нет, нужно отнять у людей то, что они сделали своими руками», — сокрушается Амирболат Кусаинулы.
«Всем известно, в последние годы одна из актуальных проблем нашей экономики — привлечение иностранных инвесторов, открытие новых производств и рабочих мест. Сегодня иностранные компании работают почти во всех регионах страны», — пишет Нурлан Жумахан.
По его словам, сегодня иностранные сотрудники, даже простые рабочие, получают несоизмеримо большую зарплату, чем местные кадры. И в дополнение к этому появилась необходимость в изучении языка, на котором говорят инвесторы. В Мангистауской области ряд колледжей уже обучают своих учащихся, в будущем желающих работать в китайских компаниях, китайскому языку. Сейчас в Мангистауской области работают 24 колледжа, которые обучают молодежь основам разных специальностей, в том числе 14 государственных колледжей.
«Недавно заместитель акима Мангистауской области Шолпан Ильмуханбетова не без гордости сообщила общественности, что в связи с ростом в регионе численности китайских компаний, в трех колледжах области организовано обучение китайскому языку. Как можно понять то, что один из руководителей региона не проявила обеспокоенности этим обстоятельством? Обычно чиновники из осторожности о таких новшествах не говорят вслух. Своим заявлением госпожа Ильмуханбетова показала, что она равнодушно относится к таким важным проблемам, как казахский язык и национальные интересы. Также заместитель акима сообщила, что 53 процента молодых людей, обучающихся в колледже, выбрали технические специальности и в будущем мечтают работать в нефтегазовом секторе. Также многие колледжи дополнительно обучают английскому языку. Таким образом, среди Мангистауской молодежи стало модно изучать китайский язык и трудоустройство в китайских компаниях. Безусловно, нет ничего предосудительного в изучении языков. Однако стремление молодежи, живущей в своей стране, изучать язык чужой страны ради трудоустройства в иностранную компанию вызывает недовольство любого гражданина, уважающего свою страну, свой родной язык», — возмущается автор.
При этом журналиста удивляет, что при такой популяризации китайского языка в колледжах не наблюдается обратного в китайских компаниях: «почему сотрудники иностранных компаний, пользующихся природными богатствами нашей страны, не стремятся овладеть казахским языком?» Журналист тут же дает ответ: «чиновники, потакающие во всем инвесторам, вряд ли осмелятся поставить перед ними такое требование».
«А теперь, давайте, без эмоций рассмотрим эту проблему. В действительности, в условиях профессионально-технических колледжей невозможно обучить китайскому языку. Сказать честно, если молодые люди, проще говоря мальчишки и девчонки, поступившие в колледжи, после окончания 9 класса, за три года освоят специальность, которую выбрали, то это уже большое достижение. И теперь если будут забивать их головы изучением китайского языка, чувствую, в скором времени, мангистауские колледжи начнут выпускать полуграмотных специалистов. К тому же найти в мангистауских степях специалиста, способного обучить молодежь китайскому — дело непростое. И кому нужно такое подхалимство инвесторам? Ведь ясно, что руководство китайских компаний не предъявляло местным колледжам таких требований. Видимо, руководители колледжей в условиях обостряющейся конкуренции сами пошли на это, чтобы привлечь как можно больше студентов. А местные органы власти бездумно поддержали их авантюру. И это свидетельствует, что колледжи региона просто игнорируют стандарты образования, утвержденные Министерством образования и науки», — заключает Нурлан Жумахан.