Ученые Института биологии развития им. Н.К.Кольцова РАН (Москва) разработали методику регенерации нервных клеток с помощью клеток сетчатки глаза, сообщила заведующая лабораторией экспериментальной нейробиологии института Мария Александрова на I Всероссийском симпозиуме «Новейшие методы клеточных технологий в медицине» в Новосибирске, сообщает ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ.
«Мы предлагаем использовать стволовые клетки, которые можно содержать в культуре, как способ стимулирования регенерации, доставляя их в любую область центральной нервной системы путем инъекции», — цитирует М.Александрову издание СО РАН «Наука в Сибири».
М.Александрова отмечает, что все клетки нервной системы происходят из малодифференцированных — так называемого нейроэпителия, который сначала порождает специализированные клетки, а потом переходит в другую форму, становясь стволовыми клетками взрослого мозга.
В ходе эксперимента в мозг крысам трансплантировали нейральные стволовые клетки, которые «мигрировали» в ту область, где находился поврежденный нейрон, и интегрировались с уже имеющимися клетками.
«Количественный анализ свидетельствовал о том, что после трансплантации насчитывалось гораздо больше нормальных нейронов, чем при повреждении. В спинном мозге они также продемонстрировали не очень высокое, но ощутимое влияние на восстановление», — говорится в сообщении.
Отмечается, что когнитивная функция мозга подопытных животных, хотя и не восстанавливалась до нормы, но становилась гораздо лучше по сравнению с результатами других методов лечения.
Затем эти же клетки ученые подсадили в травмированную сетчатку глаза, и было показано, что они хорошо нормализуют нейронные ответы.
Однако, отмечается в сообщении, нейральных стволовых клеток в мозге недостаточно, чтобы этот способ терапии был внедрен в медицину.
Ученые выяснили, что подобные структуры обнаружены в сетчатке глаза — это клетки пигментного эпителия, которые в процесс культивирования могут быть превращены в стволовые, при этом они значительно пластичнее, чем стволовые клетки мозга.
В то же время, отмечает М.Александрова, в настоящее время нельзя с абсолютной точностью предсказать, как именно будут развиваться пересаженные клетки в поврежденном участке мозга.
«Например, у человека 20 лет незаметно для него и окружающих развивалась болезнь Паркинсона, и вот она, наконец, обнаружена и, казалась бы, можно делать операцию. Но ведь мозг всё это время не стоял на месте — процессы дегенерации в нем всегда чем-то компенсируются, и что делается в той области, куда предполагается пересадить клетки, мы не знаем», — отмечает М.Александрова.