В казахстанском футболе денег куры не клюют — средний бюджет клуба премьер-лиги переваливает за миллиард тенге. А сколько выделяется на тех, кто через пяток и десяток лет сможет заменить нынешних, так сказать, «мастеров?» Немного. На прошлой неделе алматинская детская футбольная команда «Енбек» столкнулась с тем, что за пробежку по территории Иле-Алатауского парка потребовали деньги. Тренировка обошлась команде в 8000 тенге.
— Мы были шокированы, — рассказывает тренер «Енбека» Александр Кузнецов. – В принципе, это нормальная практика, когда спортсмены бегают кроссы в условиях среднегорья. На территории парков и воздух чище и шансов попасть под машину меньше. В этот раз мы побежали вверх по Навои. Но на месте КПП нас ждал сюрприз: за проход мы должны были заплатить 385 тенге с человека! За что? Мы же не отдыхать приехали. Нам дали два чека – один на 185 тенге и один на 200. В них время нашего посещения не совпадало с тем, что было на чеке. Когда я спросил, почему так происходит, мне дали номер телефона, по которому никто не ответил.
— Вы знаете ситуацию изнутри. Как обстоят дела в детском футболе в Казахстане?
— Ужасно. Я был во многих странах Европы, и видел, как там развивается футбол в целом. Взять бельгийцев. На чемпионате мира у них была одна из самых богатых команд – если говорить о трансферной стоимости игроков. И дело в чем: они в свое время приняли два важных решения. Сделали поля доступными для детей и объявили: все, кто хочет стать тренером, будут обучаться на курсах бесплатно. У нас же за все нужно платить. Хочешь побегать по полю возле Центрального стадиона? Плати 10 тысяч тенге в час. Надо проводить матчи на «Нархозе»? Там цена выше – 20 тысяч тенге. Представьте, у нас проходит чемпионат города, а в «Енбеке» пять команд по разным возрастам. И как хозяева мы должны принимать соперников на «своем поле» — том, что мы арендуем. Это раз в неделю надо платить минимум 50 тысяч тенге только за поля. А надо еще тренироваться, играть, ездить на международные турниры. За те восемь лет, что существует наш клуб, мы не получили от управления спорта города Алматы даже одного мяча. Все существует за счет родителей. Я благодарен им за то, что они находят возможность и вкладываются в здоровье своих детей. Но ведь платный подход, который принят в нашей стране, отсекает таким образом от футбола детей, у чьих родителей нет средств. Это неправильно.
— В казахстанской премьер-лиге почти треть игроков – люди, которые недавно имели другой паспорт, а потом вдруг стали казахстанцами. Руководители клубов, видимо, считают, что у нас нет своих талантов.
— Это не так. Я-то много лет работаю с детьми и вижу, что таланты есть. Наши ребята ничем не хуже европейцев. Только там ни у детей, ни у тренеров нет проблемы где тренироваться. А что у нас? Говорят, что детский футбол поддерживают. Знаете, я готов тому чиновнику, который так считает, оплатить билет на самолет в Алматы. Здесь я специально арендую ему «лимузин» и провезу на наши стадионы. Пусть посмотрит, в каком состоянии «Спутник», «Локомотив». Пусть заедет на запасное поле Центрального стадиона и увидит, в каком оно ужасающем состоянии! Там колючки, кочки, а боковые дорожки вообще тихий ужас. На запасном поле, кстати, играть и бегать можно бесплатно. А на многих других объектах – нет.
— Сейчас активно обсуждается вопрос: какую компенсацию надо платить клубу, который воспитал молодого игрока, если тот перешел в другую команду?
— Это важнейший вопрос, который у нас так и не решен. Был случай, что я нашел вратаря Грошева, который сейчас играет в «Кайрате». Я нашел его во дворах, тренировал его в бетонных коробках, и рад, что он играет на хорошем уровне. Еще один кайратовец Куаныш Советов — тоже наш воспитанник. Но когда зашла речь, чтобы «Кайрат» выплатил нашему клубу хоть какую-то компенсацию, с нас запросили столько бумаг, что легче было оставить все, как есть. Это правильно? Нет. Нужно изменить в регламенте пункт, в котором прописать: даже, если ребенок в пятилетнем возрасте меняет команду, за него надо выплачивать компенсацию. И чтобы не было махинаций, следует сделать «паспорт игрока», в котором бы указывалось: из какого он города, школы, сколько ему лет. Это позволит как избежать возможной подтасовки документов по возрасту игроков, так и знать, сколько у нас детей на самом деле занимаются футболом. Вся та статистика, что есть сейчас, выдумана – это мое личное мнение.
— Что нужно сделать для развития детского футбола в Алматы?
— Я понимаю, что нельзя обязать частников пускать детей тренироваться бесплатно. Но поговорить о скидках с ними можно же? Или управление спорта в лице господина Хайдарова не заинтересовано в развитии детского футбола? Также было бы здорово, если бы город Алматы передал находящиеся в их ведении стадиончики федерации футбола Алматы. А та пусть сама распределяет: кто, где и в какое время будет играть.
— Принято считать, что лучше всего футбол в Алматы развивают в ФК «Кайрат».
— Спорить не буду: они молодцы. Строят базы, академии. Это здорово. Но ведь «Кайрат» позиционируется как народная команда. Так почему бы им, в таком случае, не пускать на свои шикарные базы тренироваться и другие детские команды из Алматы? Или они делают все только для своих?
— Как вам работается в таких условиях?
— Непросто, конечно. Но других вариантов нет. Сейчас все держится на деньгах родителей и энтузиазме детских тренеров. И пока последние учатся, работают, в нашем футболе делают ставку на тренеров-легионеров. А как в таком случае расти своим – интересный вопрос. И я не думаю, что иностранные тренеры смогли бы, как наши, в таких условиях работать в детско-юношеских спортивных школах. А мы можем.