Семейчане считают свой город пупом земли — именно здесь находится географический центр Евразии. Но, как и всякий пуп, важно его не надорвать. Поэтому брать на себя многое лучше с некоторыми предосторожностями.
Китай — родина «Доширака», Россия — родина слонов, а Семей — родина отечественного футбола.
В Семипалатинск (так царские чиновники нарочно коверкали исконно казахское название города — Семей) эту игру привезли английские купцы, а местные их коллеги эту идею подхватили. Еще бы — перспектива наладить массовую поставку мячей, трусов с лампасами, чипсов и вувузел. Как говорится, у вас — футбол, у нас — купец. Так семейчане включились в эту геополитическую игру.
Великий казахский писатель Мухтар Ауэзов играл еще в 1913 году за первую местную футбольную команду «Ярыш». Его знаменитые резанные удары внешней стопой (так называемый » сухой лист») долгое время считались образцом исполнения стандартов. Говорят, Мухтар Омарханович играл настолько хорошо, что мог стать казахским Пеле. Точнее, Пеле могли назвать в 60-х годах бразильским Ауэзовым. Его даже приглашали играть за «Манчестер Юнайтед» , но царский режим, опасаясь конкуренции питерскому «Зениту», не разрешил этот трансфер. Тогда огорченный несправедливостью будущий классик ушел из большого футбола в большую литературу. Вот как бывает в жизни — сначала человек жег сердца людей красивым голом, а потом — глаголом. Что ж, каждый волен выбирать свой путь, Ауэзов выбрал «Путь Абая» .
В годы независимости местный клуб «Елимай» трижды становился чемпионом РК, но затем из-за финансовых проблем команда пришла в упадок, ушли лучшие игроки. Правда, на сей раз классиков в литературе уже не прибавилось.
Сейчас местный «Спартак», увы, отнюдь не чемпион, но преданные болельщики продолжают верить в чудо.
Семейчане чрезвычайно приветливые люди, гостю города они могут снять со своей машины последнее запасное колесо, подарить блокирующий пакет акций «КазТрансОйла», даже на ношение пистолета ТТ с глушителем без разрешительных документов посмотрят сквозь пальцы. Не рекомендуется делать всего две вещи, первое — нельзя не восхищаться подвесным мостом через Иртыш-батюшку, построенным японской компанией «IНI» в 2000 году. Его общая длина 1086 метров, но в волнистых попугаях он гораздо длинней.
Грандиозный силуэт моста с его девяностометровыми пилонами ночью в профиль удивительно похож на выдающегося семипалатинского чемпиона греко-римской борьбы Даулета Турлыханова, стоящего на борцовском «мосту» на Олимпиаде в Сеуле.
В отличие от зубного моста, для моста подвесного — 14 лет не срок, но с ним уже связано множество традиций. Например, считается круто предложить здесь руку и сердце своей неприступной возлюбленной. Для этого достаточно заманить девушку на высоких каблуках на ночную прогулку по мосту. Когда она поскользнется и повиснет на руках над водной гладью, пугая нерестящихся пучеглазых лещей криками о помощи, самое время предложить ей свою руку. Говорят, ни один юноша в такой ситуации не получал отказа. Привычные охранники, услышав ночной порой девичий визг с моста, обыкновенно зевают и молвят: «А, это опять предложение делают…»
Пока опоры моста покрываются ракушками, его белоснежные пилоны обрастают легендами. Например, школьники младших классов верят, что когда-то отважные найманы победили на этом мосту джунгаров. Очень может быть. Пусть не на мосту, но где-нибудь поблизости, да хотя бы на соседнем пляже. В Казахстане вообще трудно найти мало-мальски просторное место, где бы наши воинственные предки не сокрушали коварных джунгаров. В каждом районе есть минимум два-три холма под названием «калмак-кырган» («место, где побили джунгар»). Примерно так же обстоит дело в России с татаро-монголами, а в Греции с древними персами — буквально нет средиземноморского пансионата, у стен которого отважные сыновья Эллады (обычно 200-300 воинов) не разбили бы несметные полчища (ну, скажем, миллион) античных персов. Что поделать — истории всегда нужны мальчики для битья.
А еще дурной тон проявлять в Семее излишние восторги по поводу соседнего Усть-Каменогорска. Это привычное дерби самолюбий соседних городов серьезно обострилось после оптимизации Семипалатинской области. Семипалатинск был центром огромной губернии еще до революции, когда, к примеру, Павлодар числился захудалым уездным городишком Коряковкой, а на месте нынешнего Экибастуза лениво возлежала желтая степь, на которой праздно белели две соленые головы, дожидаясь своего первооткрывателя.
Опять же возраст — Семипалатинск был воздвигнут как военная крепость еще в 1718 году по инициативе самого Петра Первого, а Усть-Каменогорск — только в 1720 году, потом он как миленький долгое время входил в состав Семипалатинской губернии. Устькаман, как снисходительно величали его вальяжные семипалатинцы, неизменно проходил как веснушчатый младший братишка, у которого даже собственного ядерного полигона не водилось. И на тебе — центр региона!
А Семипалатинск, напротив, всегда считался духовно-культурным центром Казахстана. Уже в 1863 году в нем имелись два учебных заведения, женская школа, два церковно-приходских училища, 14 казачьих и 9 частных татарских школ. Знаменитая гоголевская фраза «Пошла писать губерния!» связана как раз с началом учебного года в Семипалатинске.
Кстати, у любого знаменитого казахстанского ученого советской поры можно было в биографии найти факт обучения в семипалатинском вузе или техникуме. С 1903 года здесь открылась учительская семинария, в которой обучались классик литературы Мухтар Ауэзов и казахский Ломоносов — Каныш Сатпаев.
И конечно, с городом связаны два великих имени мировой культуры — Абай Кунанбаев, уроженец этих мест, и Федор Достоевский, сосланный в «Семипроклятинск» и написавший здесь знаменитые «Записки из Мертвого дома». А еще мыслитель Шакарим, виртуозы вокала Амре Кашаубаев, Бибигуль Тулегенова, Роза Рымбаева и др.
Тяга к знаниям имела порой и перехлесты. Скажем, в конце 90-х в городе было создано столько вузов и их филиалов, что уже не хватало школьников для обучения. Доходило до того, что был основан самый крохотный вуз мира — «Семипалатинский медицинский университет». В этом вузе-колибри обучалось в 2000 году всего 7 (семь) студентов…
И только в этом городе даже «правильные пацаны» на стрелках разбираются не по пресловутым «понятиям», а по «Словам назидания» Абая. Поэтому с восхищением и уважением я назвал в одном из репортажей этот город Семиумапалатинском.
Одним словом, в Семее ни слова о «драконах». Рекомендуется говорить за прощальным тостом: «Завтра я с большой грустью уеду из вашего прекрасного города, в этот, как его… Усть-Илимск, в заурядный промышленный городок с большим содержанием в воздухе тяжелых металлов».
Как говорил Жванецкий про Израиль и Палестину, — так любить и ненавидеть друг друга могут только родные братья.
Семипалатинцы всегда отличались воинственностью и любовью к единоборствам на свежем воздухе. Но это не пресловутые криминальные традиции, уходящие вглубь каторжных уральских каменоломен, нет, это такой дух истинного ухарства и вольного молодечества. Его истоки в вековом проживании рода найманов на восточных границах казахской степи. Им всегда приходилось принимать на себя первый удар захватчиков с востока — будь то джунгары или китайцы. А потом к ним на помощь со всех сторон спешили отряды из других родов. Точно так же и потомки отважных казаков, основавших здесь крепость и вместе с найманами охранявшие восточные рубежи, которые по ментальности русские найманы. А найманы — это казахские казаки. Достаточно сказать, что только из 8-ой стрелковой дивизии, сформированной в области во время Великой Отечественной войны, 56 человек семипалатинцев были удостоены звания Героя Советского Союза! Поэтому пепел героев стучит в сердце каждого истинного семейчанина.
Приезжие удивляются, что в регионе в таком большом почете профессия таможенника. А потому, что это традиционные народные ремесла. Еще во времена Шынгыс-хана (который был, по мнению ряда ученых, больше найманом из Зайсана, чем монголом), располагаясь на Шелковом пути, найманы стали первыми прототаможенниками континента. Они в любое время дня и ночи с большим энтузиазмом досматривали все проходящие там караваны, брали пошлины, проверяли сертификаты соответствия.
Меркантильные китайцы отказывались вступать в прототаможенный союз (ПТС) с найманами и строили всяческие препоны, которые постепенно материализовались в Великую Китайскую стену. Китайцы с завистью прозвали протосемейцев хуннами — от тюркского слова «кун» — стоимость, ценность. Имелась в виду таможенная стоимость.
Чтобы проезжие предприниматели в форме малых, средних и больших караванов (МСБ) не говорили «да на вас креста нет!», найманы приняли христианство в виде несторианства за 5 веков до крещения Руси. Но моратория на проверку МСБ так и не ввели.
Несколько слов о родственных отношениях. Найманы — один из самых многочисленных родов ( порядка 20% казахского населения), и хотя по числу выдающихся ученых уступают старшему брату по Среднему жузу — аргынам, но по количеству известных политиков заметно превосходят. Видимо, братья издревле договорились о разделении сфер влияния. Эти два больших рода повсюду удачно дополняют друг друга — как небо и земля, серп и молот, Чук и Гек.
Если союз Казахстан с Россией называют ТС, то аргыно-найманский альянс величают АН-2. Конечно, это не «Боинг 747», зато входит в число самых надежных самолетов в мире.