За последние несколько лет количество каталонцев, желающих отделения Каталонии от Испании, выросло в разы. До 2000-х, доля «отделенцев» от общего населения этой области составляла стабильные 10-15%. Последний опрос населения показал, что 50% опрошенных были за отделение, 30% — против и 20% — воздержались. Желание отделиться перевешивает возможное исключение будущей независимой Каталонии из ЕС — опять же, согласно опроса.
Кажется, что власти Испании и весь ЕС договорились или вообще не замечать настроений каталонцев, или связывать их с финансово-экономическими потрясениями мира, после которых некоторые страны, особенно такие, как Греция, Португалия и Испания, оказались в крайне затруднительном положениии. Но тогда сегодняшние массовые выступления в Барселоне были бы продолжением всеевропейской популистской кампании выражения недовольства своими режимами, которые перестали справляться со своей главной задачей — обеспечивать тотально аполитичному и маргинальному населению уют и уверенность в будущем. Сегодня официальный Мадрид рассматривает государство Испанию, как результат исторического развития, в процессе которого Каталония стала неотъемлемой частью этой страны. Каталонцы всегда позиционировали себя, как отдельный народ, как нацию, со своим успешным этногенезом и государственностью, которая, тем не менее, но по вполне объективным историческим обстоятельствам оказалась поглощена более мощным государством с совершенно чуждыми культурными ценностями и системой управления.
В XII веке в результате брачного союза между наследниками династий графов Барселоны и королей Арагона графство вошло в состав Королевства Арагон, превратившегося в Средние века в могущественную морскую и торговую державу. Политическая и юридическая независимость каталано-арагонской Короны сохранилась до 1714 г. — года восшествия на престол испанского короля Филиппа V. С этого момента каталонскому народу пришлось бороться за восстановление своих прав и свобод. В 1714 г. между членами конфедерации вспыхнула война с вводом испанских войск и упразднением основы каталонского самосознания — ее самоуправления. Испанская монархия не пошла по пути, например, Австро-Венгрии, которая если и не поощряла, то, во всяком случае, не препятствовала существованию таких органов у многочисленных народов и народностей ее населявших. Все последующее время Мадрид прививал Каталонии общеиспанскую имперскую униформенность и казарменность.
В 20-м веке Испания пережила два внутренних потрясения, и каждый раз Каталония выдвигала свои требования по восстановлению ее культурной и государственной идентичности. Один раз она своего добилась — в 1931 г., когда к власти пришел республиканский режим, объявивший о создании Каталонской автономии. В 1936 г., профашистский путч генерала Франко положил автономии конец. В конце 70-х, после смерти Франко, Испания объявила курс на демократизацию общества. Мадрид предоставил Каталонии больше самоуправления в вопросах культуры, языковой политики и образования. На бумаге все выглядело неплохо. На практике же официальный Мадрид постоянно задерживал финансирование программ развития национальных административных институтов и откладывал передачу полномочий, предусмотренных пост-франковскими соглашениями.
В 2005 г. 88% депутатов парламента Каталонии проголосовали за новый проект Хартии о самоуправлении. Каталонцы считали, что новый проект был тщательно сбалансирован. Конституционный суд признал его незаконным. Центральные СМИ развернули кампанию по дискредитации этой инициативы и назвали ее «отсутствием солидарности». В 2009 г. началась подготовка к референдуму о независимости. К июлю 2012 г. количество сторонников отделения от Испании составляло более 800 тысяч (при населении в 7,5 миллиона человек). Массовые демонстрации имели место в июле 2010, сентябре 2012 и сентябре 2013 г.г. На 9 ноября 2014 г. назначен референдум, который окончательно решит вопрос — отделится Каталония или останется в составе Испании.
В мире наблюдается тенденция смотреть на каталонское отделение с пониманием, также как и на вопрос независимости Шотландии и провинции Квебек в Канаде. Между прочим, центральное правительство еще не дало Каталонии полномочий проводить даже то, что юристы называют «референдумом без принятия каких-либо юридических обязательств», несмотря на то, что Конституция Испании, а точнее ее статьи 92 и 150.2 такие формулировки содержат и проведение таких референдумов предусматривают. Правительство Каталонии, тем не менее, намерено довести голосование до конца, и в этом его позиции защищены Хартией о самоуправлении в Каталонии, которая содержит положение о «народных консультациях». На данный момент, именно эти положения стали объектом разбирательств Конституционного суда Испании, как кажется, с вполне понятными целями. Если Конституционный суд решит блокировать процесс голосования, у правительства Каталонии будет два варианта действий – продолжать консультации с народом вплоть до 9 ноября или же объявить о начале парламентских выборов, что де-факто станет референдумом о независимости.
На сегодняшний день каталонцы уверены, что проработали логически завершенную концепцию системы государственного управления и экономического развития после отделения от метрополии. Правительство Испании, в свою очередь, не только игнорирует и даже активно отрицает возможность народа Каталонии голосовать, но и не выдвигает никаких предложений, которые могли бы воодушевить каталонцев остаться, как например, делает сегодня Вестминстер в отношении отделяющейся Шотландии. И в этом пользуется абсолютной поддержкой всех оппозиционных партий.
Тем не менее, эксперты по пиренейским делам считают, что даже «умаслив» Каталонию, правительство Испании лишь отодвинет вопрос на время.