На запрос 365info.kz о сумме, потраченной акиматом Шымкента на содержание и разработку сайта, был получен просто беспрецедентный ответ за подписью Бахадыра Нарымбетова: «информация о выделенных бюджетных деньгах является коммерческой тайной».
Оказывается, расходование народных денег, а по большому счету, именно таковыми являются бюджеты акиматов, теперь коммерческая тайна, по крайней мере, в этом убеждены некоторые госслужащие. :
«В соответствии с п.1 ст.12 закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», содержание первичных документов и регистров бухгалтерского учета является информацией, составляющей коммерческую тайну, доступ к которой предоставляется лишь лицам, которые имеют разрешение руководства или индивидуального предпринимателя, а также должностным лицам государственных органов в соответствии с законами Республики Казахстан.
Кроме того, в п.1 ст.126 Гражданского кодекса Республики Казахстан говорится: гражданским законодательством защищается информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
В связи с этим, мы не можем предоставить Вам информацию по содержанию официального сайта Шымкентского городского акимата.
Заместитель акима города Б. Нарымбетов».
Увы, г-н Нарымбетов ошибся. По закону, коммерческая тайна – это информация, имеющая коммерческую ценность, которой владеют физические и юридические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Акимат не занимается коммерческой деятельностью.
— У акимата не может быть никакой коммерческой тайны, тем более, в отношении расходования бюджетных средств, — говорит юрист Игорь Лоскутов. — Также не соблюдается принцип транспарентности — обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства Республики Казахстан, утвержденных (уточненных, скорректированных) бюджетов и отчетов об их исполнении, стратегических планов и отчетов об их реализации, о формировании и об использовании Национального фонда Республики Казахстан, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также обязательная открытость бюджетного процесса для общества и средств массовой информации.
Мотив сокрытия истины очевиден — распространение точных данных может выявить нецелевое их использование и отмывание. Вероятно, по этой причине акимат Шымкента и предпочел уйти от простого вопроса.
Коммерческая тайна — не единственное нарушение закона со стороны акимата Шымкента. Власти нарушили Закон РК «О средствах массовой информации» — сроки предоставления ответа были пропущены.
— Здесь понятно и очевидно нарушение срока предоставления ответа, объясняет юрист представительства «Internews Network» в Казахстане Ольга Диденко. — В 18-й статье Закона РК «О средствах массовой информации» есть два варианта предоставления ответа на запрос журналистов: редакция получает ответ на свой запрос в течение 3-х рабочих дней либо получает мотивированный отказ в течение 5 дней с описанием причин, почему нельзя предоставить эту информацию. Этот ответ можно расценивать как отказ в предоставлении общественно значимой информации. Что тут может быть секретного или какая информация для служебного пользования, я не знаю. На мой взгляд, тут нет ничего, что касалось бы каких-то тайн, служебной информации или информации, которая находится в ограниченном доступе. Мне кажется, тут все довольно просто. Вся эта информация итак есть в открытом доступе. Я не понимаю, зачем нужно было писать многословный отказ, если запрашиваемую информацию можно получить из других источников.
Редакция 365info.kz намерена обжаловать предоставленный ответ в рамках закона.