Выпускниц медсестринских колледжей не хотят брать на работу в больницы. Работодатели объясняют — из учебных заведений девушки выходят с минимальными знаниями, и не в состоянии даже поставить капельницу. Врачи и поколение медсестер, закончивших учебу в начале 90-х, сетуют — уровень образования в отечественных медучреждениях стал намного ниже.
Зачастую выпускницы не способны выполнять даже самую элементарную сестринскую работу, а за санитарную браться не хотят. Мол, не пристало нам с дипломами полы тут драить. В итоге страдают обычные люди: ставить капельницы новоявленные медсестры учатся, так сказать, на производстве. А это исколотые руки, испорченные вены, путаница в лекарствах и, как следствие, осложнения у пациентов.
Аюпова Айгуль, главная медицинская сестра президентской клиники:
— Когда мы заканчивали медицинский колледж, медсестры были намного, намного квалифицированней, грамотней. Не знаю, с чем это связано… То ли медицинских колледжей сейчас слишком много, и за счет этого упало это образование, то ли платные колледжи позволяют платить преподавателям за оценки…
Кажикумарова Гульмира, старшая медсестра отделения реанимации анестезиологии и интенсивной терапии:
— В наше время пройти практику за деньги — это был нонсенс, никогда такого не слышала. Мы работали и выполняли все поручения, которые нам давали медсестры. Сейчас этого нет. Медсестры приходят готовенькие, с дипломами, но они ничего не умеют делать! Это настораживает. Поэтому к нам, в нашу клинику, медсестер из колледжей не берут.
Аюпова Айгуль, главная медицинская сестра президентской клиники:
— Мы сталкивались с молодыми медсестрами, у которых теоретических знаний значительно меньше чем у нас — практикующих работников, а на практике они вообще слабые. Сейчас медсестры обучаются в основном на базе больниц, в которых они работают. В колледжах знания очень плохие дают.
Ляззат Ералиева, доктор медицинских наук, врач-педиатр:
— Когда я была молодым врачом, мне на моих первых дежурствах помогала медсестра Людмила Ивановна. Женщина советской закалки подсказывала мне — сколько какого лекарства и в сочетании с чем нужно капать. Она очень вежливо, корректно, не унижая моего врачебного достоинства, это говорила. По идее, медсестра не имеет права указывать врачу, что нужно делать. Но ее советы были очень профессиональными. Я потом всегда старалась брать дежурства в ее смену — потому что у нее многому училась. Ставить капельницы в голову, ножку или ручку ребенку, находить самую мелкую вену… Я такую школу благодаря медсестре прошла! А сейчас этот уровень ушел, у нас появились медсестры, которые не могут поставить капельницы и бегут к врачу. Врачи тоже часто в растерянности, как и что делать, и они вместе бегут и ищут того, кто может поставить капельницу. Я иногда слышу, как педагоги кричат на будущих медсестер. Их так и учат — через крик. И это объясняет, почему многие медсестры потом не понимают, что ты им говоришь, пока ты на них не крикнешь. Наверное, надо пересматривать систему образования.
Преподаватели в медицинских колледжах в свою очередь объясняют, ответственность за квалифицированность младшего медперсонала лежит не только на их плечах. Минздрав несколько лет игнорировал проблемы медсестер, и они были чем-то вроде бесплатного приложения к врачам. Теперь, облегченно говорят в колледжах, про сестринскую службу вспомнили.
Пожалуй, главным, показателем заинтересованности государства в повышении качества медсестринской службы стала программа ее развития 2015-2020. На данный момент в Казахстане появилось 6 новых колледжей и открыт региональный симуляционный центр для подготовки и повышения квалификации медицинского персонала со средним образованием. Особенность центра — наличие 30 комнат, имитирующих больничные отделения, вплоть до операционной. Здесь есть манекены, на которых будущие медсестры будут оттачивать свои навыки: прием родов, реанимация, интубирование, обработка кожных покровов, попадание в вены пациентов при установке внутривенных систем и т.д.
[gallery ids=»35846,35847,35848,35849,35850,35851,35852,35853,35854,35855,35856,35857,35858,35859,35860,35861,35862,35863,35864,35865,35866,35867,35868″]
Жанат Касымжанова, директор Управления здравоохранения:
— Этот симуляционный центр дает нам большие возможности, поскольку на сегодняшний день в Алматы мы имеем 11 000 медсестер. Всем им необходимо проходить курсы повышения квалификации. И если раньше они сдавали только тесты, то теперь у них будет и вторая часть — практическая. Они будут совершать различные манипуляции вот с такими манекенами. Помимо этого, учащиеся медицинских колледжей будут отрабатывать в стенах центра свои навыки. Это поможет их лучше, быстрее и правильней реагировать на ситуации, возникающие с реальными пациентами. Вообще вопрос ухода очень важный. Мало сделать хорошо операцию. Основной момент это уход в послеоперационный период. Это основа основ. 80% лечения при каждом серьезном заболевании зависит от хорошего ухода. Мы понимаем, что манекены и реальный человек — это разные вещи. Но, во всяком случае, будущие медсестры будут четко знать алгоритм своих действий.
По словам представителей здравоохранения, на сегодняшний день система образования младшего медицинского образования стала лучше чем к примеру 15 лет назад. Свою позицию они объясняют тем, что раньше у студентов, кроме книжек, ничего не было. Сейчас же появилась возможность пользоваться интернетом, наглядными пособиями, манекенами. А потому студенты, по их словам, стали более подготовленными.
Галина Пасько, главная медсестра «Центр перинатологии и детской кардиохирургии», педагог.
— Уровень конкретной медсестры зависит от наставника. Врачи хотят получить сразу готовый результат, но такого не бывает, потому что практика — это несколько другая стихия. Человек должен нести ответственность за принимаемые решения. Мне нравится современная молодежь, она стремится к знаниям, к тому, чтобы быть лидерами, я считаю, что это уже прошлое восприятие.
— Но ведь так случается, что медсестры не могут попасть в вену пациенту.
— На сегодняшний день есть новые методы, такие как вакутейнеры (вакуумные системы для забора венозной крови), которые позволяют вводить иглу качественно и безболезненно, не пульпируя. С него можно делать забор крови, все виды биохимических анализов, различных видов исследования и все остальное.
— Сейчас государство вроде как обратило внимание на медсестринскую службу. Это улучшает положение дел в образовании медперсонала?
— Да, сейчас уже утверждена концепция развития сестринского дела «Программа 2015-2020». Прогресс колоссальный! Вы даже себе представить не можете, что было раньше, когда нас обучали, это было, слава богу, свыше 25 лет назад, по книгам. Сейчас же только ленивый не владеет информацией. Все зависит от человека. Сейчас такая техника, что физиология родов, например, идет на мониторе, акушерка только стоит и как ассистент принимает. Здесь уже может быть исключена функция врача. К чему мы и ведем. Реформа сестринского дела заключается в том, чтобы делегировать полномочия врача, то есть акушерка будет фактически самостоятельно роды принимать.
— То есть вы хотите сказать, что эти выпускники будут уровнем выше, чем, скажем, выпускники пятилетней давности?
— Естественно! Сейчас совершенно другой подход. Сейчас кардинально поменялись стандарты образования.