11 сентября президент США Барак Обама выступил с обращением к нации, в котором ясно дал понять, что намерен подвергнуть бомбовым ударам территории Ирака и Сирии. Причем в очередной раз безо всякого мандата ООН, а значит в очередной раз нарушая нормы международного права. Цель этих ударов, по словам американского президента, боевики Исламского Государства Ирака и Леванта (ИГИЛ), угрожающие безопасности США.
То, что американцы опять увидели угрозу для себя за десять тысяч километров от своих берегов, уже никого не удивляет. Все тот же Ближний Восток, все та же нефть, все тот же хаос. Интересно другое. Взращенные американскими спецслужбами террористические организации, созданные с определенной целью, набрали силу и теперь повернули стволы против своих создателей. Тем не менее, говорить о том, что политика управляемого хаоса, проводимая Белым домом на Ближнем Востоке, провалилась, пока преждевременно. Проанонсированные бомбардировки, по всей видимости, как раз-таки призваны подрегулировать ситуацию и направить ее в нужное русло. Ибо мир в этом регионе в планы теряющего влияние мирового гегемона не входит.
«Безопасность американцев и англичан можно обеспечить только продолжая построение мира по-американски: мы будем вмешиваться везде и всюду, где посчитаем необходимым». Такое заявление сделали совместно Барак Обама и Дэвид Кэмерон после саммита НАТО в Уэльсе в британской газете Times. Надо сказать, что лидеры англосаксонского мира Америку этим заявлением не открыли. Запад воюет на Ближнем Востоке, а также бесцеремонно вмешивается во внутренние дела многих других государств, в том числе и в Европе, уже не первое десятилетие. Это заявление, скорее, может означать то, что война в исламском мире продлится еще очень и очень долго.
Тем временем 71 процент американских граждан, привыкших к тому, что их государство постоянно кого-то бомбит и считающих это нормой, легко поддержали нанесение авиаударов по Ираку и Сирии. Но если марионеточное правительство Ирака видит в этом помощь и спасение от боевиков ИГИЛ, то официальный Дамаск заявил, что любые военные действия США на территории Сирии без согласования с ее властями будут рассматриваться, как акт агрессии.
Однако американцы ни с кем ничего согласовывать не собираются. О чем собственно и поведал в своем обращении к нации Барак Обама. Ибо теряющим свои позиции на Ближнем Востоке США необходимо напомнить арабам, кто в их доме хозяин, и поставить ИГИЛ на место. То есть заставить его делать то, для чего он был создан.
Вообще ситуация с террористическими организациями выглядит странно, если не сказать комично. То, что сегодня называют исламским терроризмом на самом деле – результат целенаправленных действий западных спецслужб. И это уже ни для кого не секрет. С их помощью в Афганистане для борьбы с советскими войсками был создан Талибан. По тому же принципу появилась на свет Аль-Каида, после чего идеи радикального ислама, благодаря финансированию со стороны американского сателлита Судовской Аравии, стали распространяться на Кавказ, Центральную Азию и дальше вплоть до Татарстана и Башкортостана. Одновременно эти организации использовались против неугодных режимов.
Однако представители англосаксонского мира этого никогда не признают, как не признают и то, что с того момента, как они вторглись в Ирак, Ближний Восток заполыхал так, как не полыхал никогда.
Сегодня это общеизвестные факты. Но соль сложившейся ситуации в том, что все эти действия породили в мусульманском мире ненависть к самому Западу. И усиление радикальных методов сопротивления со стороны исламистов вызваны прежде всего продолжающейся десятилетиями западной экспансии в мусульманские страны, в результате которой число погибших в них, по некоторым данным, превысило количество убитых в годы Второй мировой войны. Не говоря о разрушениях, которые принесла на Восток западная демократия. И это стоило бы признать.
— Если посмотреть на ситуацию в целом, поводов для оптимизма нет, — заявил в интервью одному из изданий директор американского Центра по изучению терроризма Дэвид Гарштейн-Росс. – На Ближнем Востоке по-прежнему льются реки крови. И хотя мы тратим миллиарды на борьбу с терроризмом, исламисты продолжают побеждать. Посмотрите на Сирию, Ливию, Ирак. Это же были мирные страны до тех пор, пока мы туда не пришли.
Положение с ИГИЛ – яркое отражение всех этих процессов. Эта организация была создана западными спецслужбами с целью борьбы с правительственными войсками Сирии. Поначалу совместно с оппозиционными силами и так называемой Сирийской свободной армией боевики ИГИЛ участвовали в боевых действиях против армии Башара Асада. Однако после нескольких месяцев сражений это дело игиловским полевым командирам показалось бесперспективным. Гораздо привлекательнее выглядел Ирак со своими слабо контролируемыми нефтяными месторождениями. За короткое время ИГИЛ успело изрядно увеличиться и набрать силу. Его ряды пополнили бывшие офицеры армии Саддама Хусейна, у которых к нынешнему иракскому правительству Ирака, а также к американцам свои счеты.
В результате полчища ИГИЛ вторглись в Ирак, стали захватывать город за городом и даже проводить военные парады. И сегодня под контролем этой организации оказалось немало нефтяных месторождений, чем она довольно успешно пользуется.
— Исламское государство, ранее известное как Аль-Каида в Ираке, сейчас самая большая террористическая организация в мире, — заявил на одном из брифингов секретарь Департамента национальной безопасности США Джен Джонсон. – И самая опасная. Они контролируют значительные территории, у них более десяти тысяч бойцов, которые совершают до сорока нападений каждый месяц. По нашим данным, ежедневно Исламское государство получает по миллиону долларов от контрабанды нефти, выкупа заложников и платы за безопасность со стороны коммерсантов.
На самом деле существуют данные сразу нескольких аналитических изданий, согласно которым ИГИЛ продает на черном рынке тяжелую нефть по 30-35 долларов за баррель, а легкую – по 60-65 долларов за баррель. И не нужно быть экспертом, чтобы понять, что именно этот факт больше всего беспокоит США.
Таким образом очевидно, что воевать против Башара Асада боевикам ИГИЛ пока нет никакого интереса. Только за год войны в Ираке они, по оценкам экспертов, заработали 2 миллиарда долларов. Если сравнить с тем же Талибаном или Ирландской республиканской армией (ИРА), уже несколько десятилетий добивающейся выхода Северной Ирландии из Великобритании, то их доходы от террористической деятельности примерно сопоставимы и достигают порядка лишь 400 миллионов долларов в год.
Из этого следует, что цель США на данном этапе – отрезать ИГИЛ от нефтяных месторождений и загнать обратно в Сирию воевать с Башаром Асадом.
— Для борьбы с террористами Исламского государства мы окажем существенную помощь вооружением и военной техникой Ираку и Сирии, — сказал в своем обращении Барак Обама. – Только в Сирии это будет помощь не правительству Асада, терроризирующему свой народ, а оппозиционным силам.
И тут впору ухмыльнуться. ИГИЛ, как мы помним, был создан в помощь сирийским оппозиционным силам в борьбе против Башара Асада. Теперь им придется воевать против ИГИЛ, а значит помогать сирийскому президенту.
Хотя не исключено, что под сурдинку бомбардировок Исламского государства американцы примутся бомбить инфраструктуру Сирии, чтобы ослабить позиции правительственных вооруженных сил и облегчить задачу оппозиции.
По словам американского президента, Штаты в этот раз выступят во главе широкой коалиции, что непременно должно обеспечить успех. Однако здесь тоже не все гладко.
На днях Анкара заявила, что не позволит создаваемой Штатами коалиции пользоваться своими военным аэродромами. По словам официального представителя Турции, опубликованным на информационной ленте агентства Franсe-Presse, его страна не будет участвовать в военных действиях и лишь предоставит площади для складирования гуманитарных грузов.
И это не первый подобный демарш со стороны турецких властей. В 2003 году во время второй американской кампании в Ираке Эрдоган также отказался помогать союзникам по НАТО, а позже предоставлял свою территорию для транзита исламистов из Европы на войну в Ирак и Сирию.
И все же логика в действиях США есть. Хаос не должен прекращаться, а Ближний Восток не должен гаснуть. А в перспективе пламя должно перекинуться на север, то есть на Кавказ и Центральную Азию, и по возможности в Синьзянь-Уйгурский автономный район Китая. И в этой связи угрозы лидеров ИГИЛ, прозвучавшие совсем недавно, а также объявленные намерения о создании халифата на территории от Суэца до Тибета, отнюдь не беспочвенны. А Штаты, заинтересованные в дестабилизации обстановки и разжигании войны у границ своих главных геополитических соперников, скорее всего, будут только способствовать этому.
Косвенно это подтвердил полковник ВВС США в отставке Седрик Лейтон. По его словам, все эти удары с воздуха победы не принесут, но заставят исламистов сражаться еще более ожесточенно.
Только вот эффект от этого может быть обратным. Идеи всемирного халифата вполне могут быть основаны на мести Западу, который делает все для того, чтобы его больше и больше ненавидели в мусульманском мире.