В 15 лет Бибигуль Актан ушла из дома ради модельной карьеры. И к своим 22-м годам модель и актриса преуспела — снялась в таких фильмах, как «Громовы. Дом надежды», « Сердце мое — Астана», «Земский доктор» и другие. При этом она соглашается со стереотипом «что модель, что проститутка — никакой разницы», но с поправкой — в Казахстане очень часто это правда. И потому карьеру модели лучше делать за рубежом… Об этом и многом другом — наше интервью с актрисой.
— Я знаю, что Вы снимались в разных фильмах, в том числе российских, наряду с такими талантливыми актерами, как Ольга Арнтгольц, Валерия Ланская, Татьяна Догилева, Сергей Жигунов. Мне интересно, как Вы себя чувствовали среди них? Уже полноправной, полноценной актрисой, или все-таки, ученицей среди мэтров?
— Вы знаете, чем актер известнее, чем он медийнее, тем проще он себя ведет. Сидихин и Жигунов, они всегда очень просто вели себя на площадке. Они улыбались, шутили, создавали дружественную атмосферу. Они всегда помогают, поддерживают, задают тон. Я не чувствовала себя хуже, мне было абсолютно комфортно.
— А какой-то опыт Вы у них переняли, научились чему-то?
— Да конечно. Наблюдаешь за другими актерами, как они работают, как они настраивают себя. Мне никогда не стыдно подойти, лишний раз спросить. Как вы думаете, вот эту сцену, как лучше сыграть или подать?
— «Выжить после» — фантастический сериал Федора Бондарчука с Вашим участием, об утечке вируса, заражении и гибели огромного количества людей. И те, кто жаждет влияния и власти, намерены испытать его вредоносное влияние на людях. Такая тяжелая тема. Добро и зло в очередной раз вступают в противостояние. Вы согласились участвовать в этом фильме, вам интересна эта тема, она вас волнует?
— Тема меня не волновала. Она не настолько серьезная.
— А почему не серьезная? Мне кажется, очень даже серьезная.
— Я имею в виду сам формат сериала. Это не может случиться. Это просто молодежный триллер, как бы фантастический, направлен именно на молодых людей. Но в основном…
— История знает, как фантастика становится реальностью.
— Да, но в данном случае у сериала не было претензий на то, чтобы быть сколько-нибудь документальным.
— Но Вам было интересно. Это не потому, что вы не хотели упускать шанс сниматься?
— Да, мне очень понравился сценарий. Особенно моя героиня.
— Она достаточно немногословна, кстати.
— Эта роль мне больше всего подходила, из всех моих предыдущих ролей. Моя героина аутична, замкнута в себе, не особо общительна. Особенно интересно было играть не диалогами, не мимикой, а вот именно глазами, телом. Здесь очень красивая любовная линия с парнем, который ее вначале ненавидел, потому что он скинхед, а потом он спас ее, потому что влюбился. Получилась линия, очень романтичная, не опошленная какими-то поцелуями, обниманиями, как это часто бывает. Тут такая платоническая связь очень сильная.
— А вообще Вам приходилось отказываться от съемок?
— Да бывало такое, конечно.
— В каких случаях Вы отказывались?
— Ну, если сценарий совсем слабый, если я вижу, группа не профессиональная.
— У меня сложилось впечатление, что нашим актерам «не до жиру», что не они выбирают. Не так ли?
— В Казахстане ситуация не самая лучшая. Особенно в последнее время. Одно время очень много фильмов снималось. А сейчас такое затишье.
— Приходилось соглашаться только потому, чтобы не потерять работу?
— Нет, все-таки я слежу за своей репутацией. Во-вторых, я не хочу потом смотреть и глаза в пол убирать. Стараюсь выбирать.
— С обретением независимости ряд казахстанских режиссеров и сценаристов, таких как, Бахыт Килибаев, Абай Карпыков, Александр Баранов уехали в Россию. Серик Апрымов, насколько я знаю, уехал в США. Рашид Нугманов вообще живет во Франции. Вы тоже снимаетесь преимущественно в Российских сериалах. Почему на Родине-то не работается?
— У нас мало снимают. Маленькие бюджеты у картин. А если даже бюджет нормальный, почему-то стараются очень мало заплатить актерам. Неприлично мало. То есть я не говорю, что у нас должны быть ставки, как в России, не сравнить рынок, но все же.
— То есть нет работы?
— И часто снимают своих людей. И если ты не попадаешь в этот круг, то сидишь без работы. Я очень рада, что я работаю в России. Тем более, там очень много профессионализма, там все по-другому.
— А я думала, может для Вас, Россия тоже часть Родины, как для человека, который родился в Советском Союзе.
— Я выросла в России, большую часть своей жизни я прожила в Москве. Я родилась в Алма-Ате. Когда мне было 9 месяцев, я с родителями переехала в Москву, и до 17 лет жила там. У меня московский менталитет, воспитание, мировоззрение, но когда я выросла, поняла, что хочу жить в Алма-Ате.
— Почему?
— Потому что это очень приятный город, дружелюбный, люди здесь другие. Нет такой давящей атмосферы, как в Москве. Нет этого бешеного пульса.
— Спокойный. Вот это я могу понять.
— Да. А в Москве нет времени и, вообще город мрачный.
— Вернемся к профессиональным темам. В середине 90-х годов многие кинокритики упрекали государство за то, что оно выделяет деньги только на исторические фильмы. Которые не всегда интересны, увы, простому зрителю. И вот я тут выписала цитату Гульнары Абикеевой, нашего кинокритика: «Государственное финансирование кинопроизводства все более и более становится целевым, как в прежние времена, — пишет она, — и снова появляется понятие госзаказа. Если в советские времена под этим понятием подразумевались производственные и революционные тематики, то теперь их заменили исторические ленты». Я понимаю, что вы не эксперт в области кино, вы актер, но вы согласны с этим мнением?
— Тенденции во всем мире и у нас в Казахстане, в частности, все время меняются. Например, вспомним 90-е, 2000-е. Помните были фильмы, такие как «Бригада», «Перекресток», очень популярный сериал про бандитов, про криминал. Потом мода перешла на молодежные легкие комедии.
— Я бы даже сказала это не столько мода, это то, что нам дают.
— Я думаю, что это все-таки зависит от спроса.
— Вы думаете, что проводятся какие-то маркетинговые исследования? Потому что мой спрос не удовлетворен, честно скажу.
— Снимают наиболее успешный жанр. А в последнее время во всем мире, начиная с фильма «Гладиатор», пошла тенденция снимать историческое кино. Будь то фэнтези или настоящие исторические события. Мне очень нравятся исторические фильмы, мне нравится читать книги — люди тогда были гораздо сильнее. Больше духовности у людей было, больше моральных принципов. Я считаю, что людям современным есть чему поучиться у них. Вот я мечтаю сниматься в историческом фильме.
— То есть Вы одобряете, что государство выделяет деньги только на исторические фильмы?
— Да, люди должны помнить свою историю. Эти фильмы патриотический дух у людей возрождают.
— По статистике большинство людей не смогло посмотреть эти фильмы, я не знаю от отсутствия интереса или от отсутствия проката. Эти фильмы все-таки называют фестивальными, они показываются только на фестивалях.
— Ну почему? Тот же фильм «Мын бала» — его все посмотрели. Он и в кинотеатрах был повсеместно, все только о нем и говорили, когда он вышел. Я не говорю про какие-то старые фильмы.
— Ну, то есть причина не в государстве и не в исторических фильмах. Хорошо. Ну, а у кого из казахстанских режиссеров вы хотели бы сниматься?
— У своего режиссера Амира Каракулова. Который меня как актрису открыл. После его фильма я стала играть совсем по-другому.
— Это Вы о его «Виртуальной любви»?
— Да.
— Хороший молодежный фильм. Я его посмотрела с удовольствием.
— К сожалению, Амир сейчас не снимает. А я бы хотела у него сняться.
— Вот почему он сейчас не снимает?
— Ой, вы знаете, я не хочу отвечать на этот вопрос. Своя сложная ситуация.
— Хорошо.
— Еще есть молодой режиссер Ахат Ибраев.
— Я хочу Вас немного увести из вашей профессиональной сферы и поговорить вот о чем. После развала Советского Союза, когда стала рушиться советская система образования, а новая была еще не выстроена или не признана эффективной, появилось целое поколение молодых людей, которые, как говорится, не хотели учиться, а хотели жениться (смеется). Они были критично настроены против академических институтов, считая учебу чем-то оторванным от реальной жизни. Правда ли, что Вы в 15 лет бросили учебу, оставили родителей и убежали за границу?
— Прям как в песне: «Те, кто в 15 лет убежал из дому».
— «Вряд ли поймут того, кто учился в спецшколе».
— Ну, это немножко утрировано, потому что я ничего не бросала. Я уехала в девятом классе, потом вернулась. Я экстерном сдала экзамены и закончила школу. Я не бросала все. Оба моих родителя были не против, они знали о моей поездке. Они все проверили и согласились с этим. Я уехала туда ненадолго. Моя мама понимала, что основная цель моей поездки — не зарабатывать деньги, а улучшение английского языка. Я вернулась, я стала свободно говорить.
— То есть Вы уехали туда в какую-то школу языковую?
— Нет, я по контракту поехала работать в Сингапур в качестве модели.
— А почему Вы предпочли строить за границей эту карьеру, а не в России, где жили родители или в Казахстане, где Вы родились?
— Потому что ни в России, а тем более в Казахстане, нет модельного бизнеса как такового. То есть в Казахстане платят чуть-чуть совсем моделям (показывает пальцами). И к сожалению, модельная работа тесно соприкасается с чем-то таким грязноватым. Вы понимаете, о чем я говорю. И в России тоже самое. А за границей такого нет. Человек работает моделью, он работает профессионально. У него есть определенный спектр обязанностей и никаких таких левых предложений не будет, если девушка сама не даст повод.
— То есть у Вас было две цели: первая – фотосессия и вторая — улучшение языка?
— Я хотела заработать, посмотреть на мир.
— Есть такая писательница американская, Дороти Паркер, она говорила лучший способ удержать детей дома — это создать домашнюю теплую атмосферу. Сделать ее приятной. Означает ли это то, что дома Вам было не очень комфортно на тот момент?
— Ну, я не хотела бы эту тему поднимать. Это слишком личное. Молодым людям, как бы тепло и уютно ни было дома, все-таки хочется всегда покидать это гнездо, идти в самостоятельную жизнь.
— Попробовать свои силы.
— Иначе остановится эволюция . Молодые люди должны гореть.
— Я вот тут изучала истории связанные с модельным бизнесом и нашла мнение одного европейского фотографа, который на вопрос «почему сейчас каждая вторая девушка хочет быть манекенщицей?» ответил: «это вопрос тщеславия». Человек хочет утвердиться сначала перед своими знакомыми, а затем, если получится, и перед широкой аудиторией. Вот Вы тщеславный человек?
— Я человек, скорее честолюбивый. Если бы я была тщеславной, жила бы в Москве и снималась бы гораздо больше. Однако, есть другие приоритеты в жизни, такие как семья. Могу назвать несколько причин, почему девочки хотят в модели. Первое, заработать деньги, так как очень многие девушки, которые работают моделями, они родом из бедных стран. Например, тот же Узбекистан.
— Но ведь деньги можно заработать еще каким-то образом.
— Да, но работа моделью дает возможность заработать в юном возрасте неплохо, за границей. Я считаю, это основная причина.
— Пока красивые и свежие.
— Еще одна причина — познакомиться с мужчиной, они всегда вращаются вокруг модельного бизнеса и, если девочка захочет, то она легко сможет с кем-то начать встречаться.
— Но Вам близка вторая причина?
— Нет, я никогда не хотела встретить богатого. Я всегда искала мужчину, которого полюблю и буду уважать не за деньги. За его качества и достоинства.
— В одном из интернет-журналов, я прочла следующее: «быть моделью, как считают все, значит иметь все: деньги, славу, поклонников, беззаботную жизнь».
— Это не правда.
— То есть Вы не хотите славы и беззаботной жизни?
— Во-первых, денег там не так уж много, выбиваются единицы. На двух руках можно пересчитать, кто выбился. Многие вообще едва сводят концы с концами. Зависит еще от страны. В Азии легче работать намного, потому что конкуренции нет. А в таких городах, как Милан, Париж, Нью-Йорк большинство девочек голодает. Есть такая книга американской писательницы, она как раз начинала свой жизненный путь в качестве модели, и она описывает ситуации, когда приходилось питаться собачьим кормом. То есть говорить, что все модели хорошо живут — это глупо. Еще одна отвратительная часть модельного бизнеса — это наркотики. Модельная индустрия пропитана наркотой. Молоденькие девочки, у которых вот здесь кости уже торчат (показывает на лицо), питаются водой и рисом. Таких очень много, к сожалению. Часто молодых девочек прямо подсаживают на наркоту, чтобы сделать их зависимыми.
— Как Вам удалось всего этого избежать? Таких плохих историй.
— Не смотря на юный возраст все-таки были мозги. И спасибо подруге-канадке. Она меня оберегала от многого, советовала.
— А были такие ситуации, когда все-таки приходилось быть на грани добра и зла?
— А что в вашем понимании добро и зло?
— Когда девушек под предлогом работы манекенщицей втягивают в криминал.
— В Казахстане повсеместно, что модель, что, извиняюсь, проститутка — одно и тоже, к сожалению. Там такого нет. Ты если работаешь, то работаешь. Если хочешь чем-то таким заниматься – занимаешься. И никак не соприкасаются эти две стези.
— Тогда что же толкает девушек этим заниматься?
— То, что всегда работа моделью сопряжена с этими тусовками. Потому что для модели все клубы организовывают бесплатный вход, бесплатную выпивку, пятое-десятое, кормят.
— То есть это вопрос воли и внутреннего стерженька?
— Да, конечно. Если ты не хочешь, ты можешь никуда не ходить. Это только хорошо на работе отразится. Но все тусуются, и эта тусовка околомодельная — она как раз-таки и гнилая.
— Но вот сейчас вы имеете такой опыт. Если бы вам было 15 лет, вы бы снова уехали туда работать?
— Да, но я бы по-другому совсем себя вела.
— Чего бы Вы уже не стали делать?
— Я много тусовалась. Но не употребляла наркотики. Могла выпить где-то, и само по себе нахождение в клубе вредно. На следующий день лицо не такое свежее, даже в 15 лет. Я опаздывала часто на кастинги, не собранно себя вела. А сейчас я была бы гораздо ответственнее и понимала бы, что мне надо в действительности.
— Вот мне не понятно. Все хорошо, преодоление соблазнов, контракты, успешные фотосессии. И почему тогда возвращаетесь в Москву?
— Ну потому, что я не очень успешно там поработала, даже скорее наоборот. И потом я посмотрела, что это такое и продолжить не захотела, ничего такого феерического нет в этой работе.
— Моя подруга всю жизнь мечтала сниматься в кино, и однажды она оставила свои фотографии на «Казахфильме». В какой-то момент ей повезло, ее пригласили участвовать статистом в фильме «Чужая, белая и рябой». Мы всем классом ходили смотрели ради только одного кадра, она в массовке под дождем. К сожалению, на этом карьера закончилась. Это правда, что без каких-то связей в кино попасть невозможно?
— Нет, это не правда. Существуют тысячи примеров, когда люди выбивались без всяких связей.
— Вы как попали в кино?
— Я про себя то же самое сказать не могу, потому что Бахыт Килибаев он с детства знал меня, с детства знал моего папу.
— Ну, Лиза Боярская тоже дочка Михаила Боярского. Если человек талантлив…
— Я поехала на пробы и в общем порядке пробовалась, если бы я попробовалась плохо, то меня бы не утвердили. Я попробовалась хорошо, меня взяли на «Громовы».
— Теперь у меня совершенно дурацкий вопрос: о какой роли мечтаете?
— Я мечтаю сняться в историческом фильме. Мечтаю сыграть девушку-воина на коне с мечом или луком. Вот это моя мечта.
— Вы хорошая наездница, я знаю.
— Я хорошо езжу верхом, и мне бы пошел такой персонаж.
— Тогда позвольте пожелать хорошей Вам, долговечной карьеры! Спасибо за интервью! До встречи!
Видео версию интервью можно посмотреть здесь.