По словам председателя правления Казахстанской топливной ассоциации Болата Ауетаева, владельцы АЗС вынуждены ограничить отпуск ГСМ в одни руки либо переходить полностью на талонную систему обслуживания, сообщает газета «Литер«.
Обратиться к общественности владельцев АЗС буквально вынудила ситуация, сложившаяся на топливном рынке страны. Они собрали пресс-конференцию, посвященную этой теме. По словам эксперта ассоциации Сергея Смирнова, состояние рынка не внушает оптимизма. Все дело в том, что морально и технологически устаревшие отечественные заводы не в состоянии полностью обеспечить потребности казахстанцев в высокооктановом топливе ни по объемам, ни по качеству.
То же самое относится к бензину Аи-80 и к дизельному топливу. При этом доля импорта всех трех регулируемых видов топлива постоянно растет.
– Покончить с дефицитом горючего чиновники обещают лишь к 2016 году, когда планируется завершить модернизацию всех трех отечественных нефтеперерабатывающих заводов. Но, во-первых, модернизированным НПЗ для выхода на заявленную мощность потребуется дополнительно 5,5–7 млн тонн сырья ежегодно, где их взять, если для добывающих компаний экспорт нефти более привлекателен, чем ее переработка? И во-вторых, скольким розничным АЗС удастся к этому времени удержаться на рынке? – задался вопросами Смирнов.
Председатель правления Казахстанской топливной ассоциации Болат Ауетаев сообщил, что в его организации провели анализ ежемесячных поставок бензина Аи-92, распределяемых Министерством нефти и газа. Исследование показало, что с января 2014 года наблюдается снижение поставок Аи-92. В частности, в январе и феврале было выделено бензина более чем на 20 процентов меньше, чем за аналогичный период 2013 года. В марте-апреле-мае поставки были в два раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Исключением стал только июнь, сокращение всего 16 процентов. Однако в июле ситуация обострилась.
По его словам, в июле компаниями, входящими в состав ассоциации, были направлены в акиматы заявки на получение бензина Аи-92 в размере 31 934 тонны, акиматами одобрено всего 2439 тонн, а операторами выделено 839 тонн. То есть всего 2,6 процента от всего заявленного объема.
В этой связи, по его мнению, для нормализации ситуации на розничном рынке нефтепродуктов необходимо принять меры по «обеспечению выделения заявленных объемов розничным реализаторам, согласно заявкам на лимитированный объем нефтепродуктов». Кроме того, представители ассоциации считают, что нужно ввести обязательное государственное регулирование предельных цен на ГСМ для оптовых поставщиков с установлением «маржинальности между оптовой и розничной ценой в 30 процентов».