Нынешний август принес казахстанским автовладельцам уже известную проблему нашей нефтяной страны — дефицит бензина. С первых чисел августа с автозаправочных станций Казахстана стали постепенно исчезать бензин АИ-92 и дизтопливо: те виды ГСМ, цены на которые регулируются правительством. Дефицит нефтепродуктов наблюдается в Уральске, Кокшетау, Костанае, Алматы.
Сегодня в ряде регионов АЗС либо ограничивают продажу топлива, либо отпускают его только по талонам. Без какого-либо лимита продается лишь высокооктановый бензин марок АИ-95 и АИ-98, но он дорог. Тем не менее, 20 августа стоимость этого горючего на ряде заправок в Алматы поднялась на 5-8 тенге. В частности, в сети автозаправок Royal Petrol были установлены следующие расценки: АИ-98 — 165 тенге, АИ-96 — 153 тенге. И это понятно. Нехватка АИ-92 вызвала рост потребления более высокооктановых бензинов и, соответственно, взлет цен на них.
Между тем компания «ҚазМұнайГаз Өнімдері» (КМГО), которая до конца июля являлась национальным оператором по поставкам нефтепродуктов из России, 15 августа текущего года через свою пресс-службу заявила, что «оснований для возникновения тотального дефицита популярных марок ГСМ в Казахстане нет». Руководство компании полагает, что «одной из вероятных причин дефицита бензина на розничном рынке РК может выступать сдерживание реализации самими участниками рынка в ожидании повышения предельных розничных цен на рынке РК».
Однако «сдерживание реализации» если и имеет место быть, то вряд ли носит столь массовый характер, как это пытаются представить в «ҚазМұнайГаз Өнімдері». Многим розничным реализаторам просто нечего «сдерживать», поскольку они уже в течение двух последних месяцев недополучают (а в некоторых случаях и вообще не получают) заявленные лимитированные объемы ГСМ. В частности, в своем письме в Казахстанскую топливную ассоциацию владелец АЗС сообщает, что «на июль месяц акиматом было выделено 139 тонн дизтоплива из КМГО, но компания отдала только половину, пообещав к концу месяца отдать все. Уже август, но решения вопроса мы не дождались». В Казахстанской топливной ассоциации таких фактов, когда АЗС получают лишь половину от выделенных объемов топлива, а нередко и вообще ничего, предостаточно.
Приобретать розничным операторам топливо на свободном оптовом рынке не имеет смысла.Зарегулировав розничные цены на бензин Аи92 и дизтопливо на уровне 115 тенге — власти оптовые цены оставили без внимания. Так, ТОО «ҚазМұнайгаз Өнімдері» с июля текущего года увеличило оптовую цену реализации дизельного топлива со 103 до 110 тенге с баз хранения нефтепродуктов. Стоимость же литра дизтоплива и бензина Аи-92 на российско-казахстанской границе составляет около 125 тенге. Если к этой оптовой цене добавить только стоимость транспортировки, к примеру, до Алматы (8 тенге), стоимость хранения (3 тенге), операционные расходы (10 тенге), то уже получается 146 тенге.
Розница закупать российское топливо себе в убыток не может, а объемов ГСМ, производимых на наших НПЗ (которые закрывают лишь 60% потребностей внутреннего рынка), не хватает. Напрашивается вывод, что именно оптовые операторы придерживают бензин в ожидании роста цен на него. Однако оптовые операторы мотивируют отказ поставлять АЗС распределенные им объемы топлива отсутствием у них этих самых объемов. Но как тогда быть с утверждениями ТОО «ҚазМұнайгаз Өнімдері» и уже бывшего министерства нефти и газа, что дефицита нефтепродуктов в стране нет?
Видимо, чтобы избежать ответа на этот вопрос, власти связали дефицит бензина на автозаправках Казахстана с тем, что в приграничных с Россией районах бензин и дизтопливо скупают российские автовладельцы. Мол, приезжают на машинах с большим объемом бензобаков, заправляют их и уезжают. Такая версия может объяснить происходящее в северных регионах Казахстана (и то лишь частично), но никак не объясняет дефицит, наблюдаемый в Алматы. Сюда никакой россиянин заправлять бензобак не поедет.
Вместе с тем законодательно не регламентированное ценообразование оптовых поставщиков позволяет им поднимать цены на нефтепродукты практически до розничных, что ведет к ограничению конкуренции и, как следствие, вытеснению с розничного рынка малого и среднего бизнеса и монополизации рынка оптовыми компаниями.В частности, ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» разослало руководителям розничных АЗС в г. Атырау «письма счастья», в которых предлагает передать заправки в аренду на долгосрочной основе. Таким образом, поглощая мелкие заправки, компания, намерена расширять сеть своих АЗС.
Набор факторов, влияющих на ситуацию с ГСМ, остается практически неизменным на протяжение всех лет независимости: котировки нефти на мировом рынке, курс доллара, дефицит нефтепродуктов собственного производства, непрозрачность внутреннего топливного рынка и т.д. Принявшие хронический характер проблемы обеспечения потребителей ГСМ, наглядно показывают неэффективность управления топливным рынком.
Правительство постоянно наступает на одни и те же грабли административных решений. Не стал исключением и этот год. В результате повторения министерством нефти и газа, вновь назначившим ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» единым оператором по поставкам российских нефтепродуктов, прежних ошибок страна получила почти зеркальное отражение прошлогодней ситуации с бензином. Как и тогда единый оператор не смог обеспечить поставку в страну запланированных объемов топлива и постановление о его назначении пришлось отменить.
Но в этот раз ситуация оказалась куда более сложной. С одной стороны, февральская девальвация тенге привела к увеличению разрыва между ценами на бензин и дизтопливо в России и Казахстане, но власти, видимо, опасаясь протестов населения, слишком затянули с повышением цен на топливо. С другой – резкое августовское падение мировых котировок на сырую нефть (до 102 доллара за баррель) должно снизить стоимость нефтепродуктов.
Плюс к этому переформатирование структуры правительства. В частности, вновь созданному министерству энергетики передана часть функций и полномочий ликвидированных министерств – нефти и газа, индустрии и новых технологий, окружающей среды и водных ресурсов. И пока в Минэнерго будут происходить внутренние согласования и увязки, не усугубится ли в стране топливный кризис? Весьма сомнительно, что эта громоздкая бюрократическая структура сможет быстро и адекватно реагировать на ситуацию с энергоносителями в стране и мире.
Напомним, что в текущем году производство страной автобензина планируется на уровне 2,9 млн тонн, потребление — 4,2 млн тонн. Таким образом, необходимо импортировать 1,3 млн тонн. При существующем разрыве цен на рынках России и Казахстана это весьма затруднительно. Возможным решением проблемы может стать сохранение регулируемых цен на отечественный бензин и установление свободных – на российский. Тем более, что на наших НПЗ производится топливо класса «Евро-2», тогда как на российских – «Евро-4» и «Евро-5».