Нурсултан Назарбаев провел самые масштабные кадровые перестановки в своей администрации, правительстве и силовых структурах. Как отмечает политолог Андрей Чеботарев, очевидно, страна нуждается в коренных изменениях.
– Необходимость проведенной реорганизации правительства и сопутствующих ей перестановок, видимо, возникла в связи с последними тенденциями негативного плана. Это и настроения среди населения на фоне слухов об очередной девальвации, очередное затягивание с добычей нефти на Кашагане, предстоящие приватизация различных объектов госсобственности и амнистия капиталов, ряд внешних вызовов и т.д. И все это происходит на фоне существенного ухудшения уровня эффективности и качества работы системы госуправления. В связи с этим стало актуальным если не существенно улучшить данную систему, то, по крайней мере, продемонстрировать и казахстанской, и международной общественности, что наша страна готова к очередным вызовам и трудностям.
– То есть перестановку в правительстве пытаются представить как обнадеживающие шаги на пути к лучшему будущему?
– Как мне кажется, в основном создан эффект, что казахстанское руководство готово к встрече и отражению имеющихся и новых вызовов. Впрочем, чего здесь больше, прагматизма или пропаганды, покажет время.
– Что в целом показывает проведенная реорганизация?
– Только одно – отсутствие у нашего руководства четкого представления, какой должна быть оптимальная и устойчивая структура правительства и вообще всего госаппарата в современных условиях развития Казахстана. У нас, как правило, те или иные министерства создаются, потом упраздняются, потом снова воссоздаются и т.д. В общем, идем по какому-то кругу.
– Это запланированный шаг или экстренный?
– Понятно, что не просто так президент всех собрал и решил. Судя по всему, это планировалось гораздо раньше, просто особо не афишировалось. Хотя в течение последних двух месяцев вброс соответствующей информации имел место в некоторых СМИ и социальных сетях. Так что особого эффекта неожиданности не получилось.
– На Ваш взгляд, что-то кардинально изменится?
– После любой реорганизации в правительстве последнее и отдельные его органы какой-то период работают более-менее хорошо. Но затем, как это уже не раз бывало, дают сбои. Как будет в этот раз, посмотрим дальше. Но если в ближайшей перспективе не будет кардинальных системных изменений, то в очередной раз речь пойдет о косметическом ремонте, а не о капитальном.
— Финансовую полицию упразднили, как считаете, это говорит о том, что борьба с коррупцией у нас уже не стоит на первом месте?
– Функции бывшей финансовой полиции усилены функциями по контролю за системой государственной службы в целом. В этом плане вновь созданное агентство будет посильнее. Другое дело, если останутся прежними методы борьбы с коррупцией, то и результаты будут аналогичными тем, что были всегда.