Зауреш Батталова, Мухтар Шаханов, Бахыт Туменова и Наталья Малярчук оценивают реформу правительства: «Это к лучшему!»
Напомним, 6 августа на расширенном заседании правительства президент Казахстана объявил о сокращении количества министерств, комитетов и агентств. Теперь в Казахстане будет 12 министерств и 30 комитетов вместо 17 министерств, 9 агентств, 54 комитетов и 272 департамента. Подробнее об изменениях можете прочитать здесь.
Президент ОФ «Аман саулык» поддерживает объединение министерств. Бахыт Туменова вспоминает, что в начале 2000 годов вместе с экс-акимом Павлодарской области Галымжаном Жакияновым готовили подобный проект, но так и не дошло до завершения.
— Я это приветствую. Я всегда говорила о необходимости объединения двух министерств. И вот, наконец, эта граница между двумя министерствами, как железный занавес между ГДР и ФРГ, рухнула! — говорит Бахыт Ниязбековна.
После объединения министерств труда и социальной защиты; здравоохранения многим гражданам не придется бегать с одного ведомства в другое. Если до объединения для получения лечения по инвалидности необходимо было обратиться в Минздрав, а чтобы получить индивидуального социального работника нужно было обращаться в Минсоцзащиты, то теперь все в одном ведомстве.
— К примеру, люди с ментальными нарушениями. Сегодня в системе здравоохранения койки сократили, держат месяц, ну максимум 60 дней. Раньше годами лежали в стационарах. А система наблюдения за инвалидами, от которых отказались, остались одни по разным причинам, осталась в системе социальной защиты. В результате, сегодня это явилось в какой-то мере тормозом. Минздрав работал в своей отрасли, Минсоцзащиты — в своей, — резюмировала Бахыт Туменова.
Поэт и общественный деятель Мухтар Шаханов считает, что эта реформа один из конкретных шагов ради достижения целей и выполнения стратегических планов.
— Это просто необходимость, я думаю, того требовало время. Потому что все сделанные изменения в первую очередь направлены на мобилизацию, на оптимизацию расходов и рационализации времени. Президент сам сказал, что чиновники слишком много времени тратят на бесконечные совещания и перекладывание поручений друг на друга. Много лишних движений, налицо безделье и неэффективность. Возник какой-то вопрос — начинается бесконечный круг: руководитель — замы — министерство — комитеты — департаменты — управления. Сфера госслужбы превратилась в огромную бумажную волокиту, и в этом свете реформа была очень нужна. Работа госорганов должна все время набирать обороты, а не наоборот. Стратегические планы должны выполняться, и эти реформы есть один из конкретных шагов ради достижения целей, — говорит поэт.
Результат реорганизации правительства будет нулевым, а произведенные кадровые перестановки больше похожи на игру в шахматы, считает Мухтар Шаханов. Его возмутило, что чиновники в нашей стране универсальны, могут сесть в любое кресло, в какое им укажет высшее руководство.
— Однако, все те ошибки и упущения, о которых было сказано — полностью лежат на совести самой власти, и она должна была это признать. До них же у нас другой власти не было. То естьнеобходимость реформ уже говорит о том, что до этого шли в неверном в направлении в плане достижения результата. Много сказано о недоработках и ошибках, была куча критики — но те же люди остаются фактически на своих местах. Произошла перетасовка одних и тех же кадров с одного места на другое. Например, Каппарову предложили стать либо вице-министром, либо пойти в «Казатомпром». Разве не нужно учитывать, какой специалист в какой сфере должен работать? Осталось впечатление, будто мы на шахматной с доске с одними и теми же фигурами, поэтому результат этих реформ вполне возможно будет таким жекак и раньше, то есть — никаким, поскольку действующие лица одни и те же, — возмутился Мухтар Шаханов.
В общественном фонде по борьбе с коррупцией «Транспаренси Казахстан» отзываются положительно об изменениях в правительстве. Председатель фонда Наталья Малярчук говорит, что для более эффективной борьбы с коррупцией теперь необходимо подключаться гражданскому обществу. Оно должно вести мониторинг работы новых ведомств.
— Бывшая финансовая полиция получила полный комплекс возможностей по противодействию коррупции. Остается вопрос в экономической составляющей, которая сейчас ушла в министерство финансов в части противодействия коррупционных проявлений в сфере экономики и финансов. Теперь Минфин необходимо наделить полномочиями расследования, нужно дать ОРД. Для этого нужно изменить законы. В целом, бывший финпол сейчас получил больше возможностей. И те дисциплинарные советы, которые раньше были декларативным инструментом, теперь получат нормальное продолжение и смогут уже действительно принимать какие-то действия конкретного характера, а не рекомендательного, — сказала Наталья Малярчук.
Зауреш Батталова, президент Фонда развития парламентаризма, считает, что подобные реформы привычны для казахстанского народа. Это уже стало обкатанной методикой управления нашей власти.
— На мой взгляд, вчера произошли рядовые события для казахстанской политики. Перестановка кадров, реорганизация, ликвидация, создание новых органов это постоянная практика, которая применяется в руководстве нашей страны. Другой вопрос — как в математической теореме «от перестановки мест слагаемых сумма не меняется». Состав кадров не обновляется, одни и те же лица примеряют себе то одно кресло, то другое, выступают на различных позициях политического управления в стране. Но по сути дела, это не дает серьезной такой результативности в их деятельности, — говорит Зауреш Кабылбековна.
Также президент Фонда развития парламентаризма предполагает, что реорганизация правительства произошла для того, чтобы четко определить задачи на ближайшую перспективу и для решения внутренних политических проблем и задач, которые поставила перед собой администрация президента.
— Я думаю, что все кадровые рокировки проводят вновь, чтобы сохранить власть и подготовиться к очередным политическим шагам. Я думаю, что это будут выборы. И на повестке дня, возможно, будет стоять вопрос о преемственности президентской власти, — отметила Зауреш Батталова.