Весной 2009 года в Казахстане был принят Комплексный план развития нефтеперерабатывающих заводов на 2009-2015 годы. Его реализация предполагает модернизацию всех трех отечественных нефтеперерабатывающих заводов с увеличением глубины переработки до 84-90% и обеспечением качества производимых нефтепродуктов не ниже стандартов Euro-4. Это, как ожидается, позволит покончить с дефицитом горючего и полностью покрыть потребности казахстанского рынка в автомобильном топливе.
По итогам модернизации, к 2016 году суммарная мощность по переработке нефти должна возрасти до 17,5 млн тонн в год. Однако уже в октябре 2012 года будучи председателем правления «КазМунайГаза» Л. Киинов заявил, что объем переработки увеличится с текущих 14 млн тонн до 19,5 млн тонн в год. Дальше – больше. В январе 2013 года он же сообщил о том, что мощности НПЗ возрастут до 21 млн тонн к 2022 году.
Уже тогда ряд аналитиков задавались вопросом: «Где будут брать дополнительные объемы сырья для полной загрузки возросших мощностей модернизированных заводов?» Но ответов от властей так и не получили. Сомнения в том, что модернизация НПЗ избавит страну от дефицита топлива, вполне обоснованы.
При стоимости барреля нефти на мировом рынке свыше 100 долларов реальные затраты на добычу этого барреля в Казахстане и прокачку его по нефтепроводам составляют максимум 40 долларов. Вот эта маржа в более чем 60 долларов, приходящая с финансовых рынков, и стимулирует чрезмерный вывоз сырой нефти за рубеж. Однако такая ситуация правительство, похоже, абсолютно не волнует.
Во-первых, существующая в стране налоговая система стимулирует нефтяные компании к экспорту добываемой нефти, а не к увеличению загрузки отечественных НПЗ. Во-вторых, в стране нет месторождений, позволяющих в ближайшее время заметно увеличить добычу нефти. В-третьих, Казахстан не создает рычагов, которые заставили бы работающие в стране иностранные компании поставлять нефть на отечественные заводы.
Еще сравнительно недавно правительством страны прогнозировались высокие уровни нефтедобычи: 85 млн тонн в 2010-м и 150 млн тонн в 2015 году (из них соответственно 40 и 100 млн тонн на шельфовых месторождениях). Такие амбициозные цели ставились в утвержденном в мае 2003 года и рассчитанном до 2015 года стратегическом документе – Государственной программе освоения казахстанского сектора Каспийского моря (КСКМ).
Но по факту плановые показатели достигнуты не были. Среди основных причин срыва программы ряд неудач на «перспективных» участках Среднего Каспия, неоднократные отсрочки начала промышленной разработки Кашаганского месторождения.
Согласно данным прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан на 2012-2016 годы, объем добычи нефти в 2011 году составит 81 млн тонн, в 2012-2013 годах — 83 млн тонн, в 2014 году — 85 млн тонн, в 2015 году — 95 млн тонн, в 2016 году — 102 млн тонн.
Однако корректировки объемов добычи продолжаются. Так, уже в начале февраля 2012 года прогноз по объему добычи нефти на 2012 год был скорректирован до 81 млн тонн, а по факту добыто 79,2 млн тонн. На 2013 год был установлен балансовый план добычи в объеме 82 млн тонн, а добыли 81,7 млн тонн.
В текущем году был принят Комплексный план по развитию нефтегазового сектора на 2014- 2018 годы, в котором объемы добычи нефти были в очередной раз изменены. Согласно этому плану, в стране планируется производство нефти в следующих объемах:
год |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
млн тонн |
83 |
90 |
95 |
102 |
110 |
Тем не менее, прогнозы по добыче нефти на 2014 год снизили с 83 млн тонн до 81,8 млн тонн. Как заявил в апреле текущего года министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев: «В 2014 году имеется риск невыхода на коммерческую добычу на месторождении Кашаган в объеме 2,4 млн тонн нефти». По его словам, в этой связи будут проведены работы с крупными недропользователями по возможному увеличению добычи и экспорту нефти на других месторождениях не менее чем на 1,5 млн тонн нефти. В конце года увидим, насколько это удастся. Пока видим снижение добычи нефти с конденсатом в I-ом полугодии: 39,7 млн тонн, что составило 98,4% к соответствующему периоду предыдущего года.
Почему же прогнозные оценки властями Казахстана объемов добычи нефти в стране оказываются завышенными, а стратегия «большой каспийской нефти» напоминает очередной мыльный пузырь? Профессиональным (а не политическим) нефтяникам ситуация в отрасли ясна: сколько-нибудь серьезные основания для радужных прогнозов роста добычи сегодня отсутствуют. Геологоразведка стагнирует, ресурсная база ухудшается. На суше пусто – нет открытий новых крупных месторождений.
Многие давно разрабатываемые месторождения истощены, их качественные характеристики изменяются в сторону увеличения доли трудноизвлекаемых запасов, что, ухудшает экономику нефтегазовых компаний. Яркий пример – производственный филиал «Озенмунайгаз», где выработанность первоначальных запасов нефти превышает 70%. При этом темпы подготовки запасов углеводородного сырья в регионе отстают от динамики добычи. Стабильный уровень добычи в краткосрочной и среднесрочной перспективе здесь пытаются поддержать за счет доразведки и применения современных технологий.
Следует отметить, что реализация заявленных властями амбициозных планов была напрямую связана с осуществлением таких государственных программ, как программа освоения КСКМ, стратегия индустриально-инновационного развития, программа по созданию прибрежной инфраструктуры и т. п. Однако все они оказались не выполненными.
Страна, за почти два десятилетия более чем утроившая добычу нефти, до сих пор не может обеспечить себя необходимым объемом ГСМ: если в 1991 году при уровне нефтедобычи в 25 млн тонн на производство нефтепродуктов направлялось 18 млн тонн нефти, то в 2013-м на всех трех НПЗ было переработано лишь 14,3 млн тонн (причем, половина из них — российская). В текущем году запланировано переработать чуть больше –14,4 млн тонн нефти. Таким образом, несмотря на то, что развитие нефтепереработки и нефтехимии включено в число приоритетных задач, в стране дефицит нефтепродуктов приобрел хронический характер.
Профильные ведомства утверждают графики поставок сырья на НПЗ, ограничивают (вплоть до запрета) экспорт и импорт нефтепродуктов, в период посевной и уборочной страды удешевляют и красят топливо для аграриев, вводят верхние ценовые границы для розничных реализаторов.Тем не менее, им не удается не только залить страну бензином, но и даже создать предпосылки для стабилизации ситуации на топливном рынке. Так, было запланировано увеличение производства бензина с 2,89 млн тонн в 2010 году до 5,97 млн тонн в 2015 году. Однако по итогам 2013 года на отечественных НПЗ было произведено всего 2,74 млн тонн бензина, что на 4,7% меньше чем в 2012 году.В этом году производство автобензина планируется на уровне 2,9 млн тонн.
Унаследовав от советских времен три НПЗ способных перерабатывать нефть на весь объем внутреннего потребления, ни одно из правительств не смогло, используя высокие цены на сырье, привести их мощности в соответствие с современными требованиями. И это уже не удивляет. Нормой стала практика, утвердив планы, чуть ли не тут же пересматривать их параметры в сторону снижения. Так, уже скорректирован Комплексный план развития нефтеперерабатывающих заводов на 2009-2015 годы. Согласно принятому Комплексному плану по развитию нефтегазового сектора на 2014- 2018 годы, достижение заявленных ранее объемов переработки нефти в 17,5 млн тонн с 2015 года переносится на 2018 год! Поскольку при этом транспортировка нефти достигнет 98 млн тонн, то вопрос: «Какие объемы нефти будут перерабатывать наши НПЗ после завершения их модернизации?», по-прежнему, остается открытым.