Интервью с президентом общества по защите прав потребителей «Адал» Артык Сейткалиевой. Видео версия — здесь. Ведущая — Евгения Морозова.
— Защищать права потребителей – это сложно?
— Конечно сложно. И чем дальше, тем сложнее. Во-первых, Закон о защите прав потребителей был принят в 1991 году, когда было еще КазССР. Тот закон был лучше, чем нынешний, который действует с 2010 года. Особенно сейчас, как с апреля месяца ввели мораторий на проверки.
— Поясните, что за мораторий?
— Если деятельность предпринимателя не угрожает государственной безопасности, то проверка даже государственными контролирующими органами запрещена. Мы, как общественное объединение, никогда и не имели право на проверку. Просто когда потребители приходили с жалобой, например, на продукт питания, мы закупали, сдавали на экспертизу и после этого предъявляли претензию…
— А сегодня государственные органы говорят: у нас мораторий. Жалобы на предприятия малого и среднего бизнеса мы не принимаем. Извините.
— Да, именно так. Потребители к нам приходят и говорят: «мне нанесли моральный вред». Да, ему действительно нанесли колоссальный моральный ущерб, но мораторий! Вот вчера пришла одна потребительница — ела салат и увидела живого червяка.
— А где был куплен салат?
— По ее словам, в «Спутнике», в кафетерии. По всей видимости, листья салата не были обработаны должным образом. Потребитель стала возмущаться, вызывать администрацию, администрация не пришла. Она прошла на кухню. Вызвали охранников, ее выгнали. Ее заявление, естественно, не приняли. Она все это сфотографировала, обратилась в государственный контролирующий орган, но… Там ей сказали: «мораторий». Она молодец, что отстаивает свои права. Если она обратится в суд, ей скажут: какой моральный вред? Ей откажут. Этим и пользуются недобросовестные предприниматели. Моральный вред оставлен на рассмотрение судьи. Потребитель может и миллион тенге поставить, но судья откажет. И почему-то наша судебная система не любит иски по защите прав потребителей. Когда общественная организация подает иск в защиту потребителя, госпошлиной мы не облагаемся, какой им интерес?
— Но с другой стороны, тот же судья является потребителем. Он покупает продукты.
— Вот именно. Я не понимаю эту позицию. Но моральный вред редко когда возмещается. В законе 91 года было так: если моральный вред не удовлетворялся в законном порядке, можно было при подаче иска просить о 100% сумме штрафа. Если это продукт питания, то — возмещение в пятикратном размере. В новом законе этого нет. Получается, к предпринимателю нет никаких требований. В лучшем случае, инициирующие госорганы накладывают административный штраф. А в большинстве — потребитель, не имея доказательных документов, ничего не получает. Но потребители сами виноваты. Они не берут даже товарный чек. А иногда берут чек, а там написано: магазин такой-то и подпись. Даже печати нет.
— И кому предъявлять? Вот ситуация с чеками. Я сама покупатель, хожу в магазин. На чеке одна цена, подхожу к кассе цена изменилась. Вот как здесь поступать? Можно ли что-то доказать?
— Женя, вы редкий потребитель, который смотрит на ценник. Обычно потребители приходят в супермаркет, нагружают целую корзину и только дома смотрят на чек и обнаруживают, что там другая цена. Если вы обнаружили, подойдя к кассе, то нужно сразу предъявить свои требования. Пригласить администрацию магазина и в лучшем случае вам эту разницу оплатят. А в большинстве случаев вызывают охрану. У нас в новом положении прописано, что разрешена видео- и фотосъемка.
— Фотовидеосъемка будет считаться доказательством?
— Да, это прекрасно, потому что в старом законе этого не было. В супермаркетах же ведется видеосъемка. Поэтому можно потребовать ее. Нужно сразу составить заявление в двух экземплярах. Когда вы делали покупку, рядом с вами был свидетель. Если вашу жалобу не приняли, свидетель должен расписаться. Конечно, для всего этого нужны нервы, время. Не каждый потребитель это выдерживает.
— Нужно быть настойчивым.
— В каждом магазине администрация обязана содержать книгу отзывов. Мы всегда возвращаемся к советскому времени. Тогда была книга жалоб и предложений. И если там была хоть одна жалоба, то всегда наказывался и продавец, и администрация. Сейчас такого нет. Администрация эту книгу не читает и может порвать. И потребители должны занимать такую позицию — в этот супермаркет не ходить. А у нас какой менталитет? Нас сегодня в магазине обманули, мы завтра снова туда идем. Вот поэтому проблемы остаются.
— На что больше всего жалуются потребители в общественные органы?
— Больше всего жалуются на iPhone. Молодежь в основном покупает. Вроде он не дешевый, но они у всех эти телефоны. Молодежь не задает вопрос: откуда они закупаются, есть ли на них документы? И к нам они начинают обращаться только тогда, когда этот гаджет выходит из строя. К нам за последние 2-3 месяца уже поступило 6 жалоб. И когда мы предъявляем претензию, мы просим предоставить товаросопроводительные документы на страну-производителя. Естественно, ни у кого нету. У нас нет даже официальных сервисных центров, которые производили бы ремонт этих iPhone. И только на одну жалобу нам предоставили документы, что он разрешен на территории РК.
— Это же нарушение. Ваши действия как общественной организации?
— Мы пишем соответствующие письма в государственный контролирующий орган. Так как действует мораторий, никакая проверка не производится. Наша задача – удовлетворить иски потребителей. На сегодняшний день четырем потребителям из шести вернули деньги. Еще два иска находятся в суде. Самое главное, что предприниматели говорят: сейчас мораторий, нам ничего не будет. Хотите – идите в суд. На завтра назначено первое судебное заседание. Так как распространение этого продукта запрещено на территории республики, у нас шансы на все 100%. Однако, мы думаем, что суд может сказать: «Ну и что? А куда он смотрел, когда покупал?»
— Есть ли у нас надзорные органы, которые проверяют соответствие товара на их законность нахождения на территории РК?
— Он или прошел через таможню каким-то образом, или продавец поехал за границу, купил 2-3 телефона себе лично или знакомым. У нас были случаи, когда продавец говорит: «я купил себе, посмотреть». Мы говорим: вы могли подарить или продать своим знакомым, но не имеете права продавать через розничную сеть. Если вы продаете, вы должны его зарегистрировать, получить тест на безопасность. У вас все документы должны быть на руках. Он говорит: «откуда я знал?» Хотя любой предприниматель, если он продает, он должен знать все законы РК. Агентство по защите прав потребителей должно этим заниматься.
— То есть вы делаете одно общее дело?
— Да, они как раз переименовались перед мораторием. Поэтому проверки не проводят сейчас. Есть у нас Госстандарт, при нем Госнадзор. Вот они проводят плановые и неплановые проверки и обязаны смотреть документацию. Наличие сертификата соответствия и легальность реализации этого товара. Если они сомневаются в качестве продукта, то они имеют право взять его на экспертизу и, получив результат, сделать государственное предписание, чтобы предпринимателей оштрафовали. А когда не было нашего агентства, мы писали в Госстандарт о несоответствии сертификата качества и просили провести проверку. Ответы бывают разные: ничего не нашли или полное взыскание.
— А сертификат соответствия — он вообще нужен? Или это пережиток? Скажем, у предпринимателя есть свое честное имя. Или наши предприниматели еще до этого не доросли?
— Я хочу вернуться к мораторию. Сегодня в каждом дворе что-нибудь открывают. Иду, вижу – пиво на розлив. Я уверена, у него там полная антисанитария. Сейчас мораторий, их никто не проверяет. Что хотят, то открывают и продают. Особенно, если это продукты питания. Сейчас лето – кишечная палочка. Вы представляете! А если его проверят, то прокуратура, другой надзорный орган скажет: вы почему не соблюдаете мораторий?
— А в каком случае этот мораторий можно нарушить? Или нельзя — и все, умрите от отравлений?
— Только если есть угроза национальной безопасности. Наши госструктуры просто не хотят заморачиваться и говорят: «мораторий», и все. А если это угрожает жизни хоть одного гражданина – разве это не национальная безопасность? Самое ценное – жизнь и здоровье. И если была угроза, это же нужно писать, доказывать, лишняя работа. А сказать «ничего не было» легче. Даже нам очень сложно отдать продукт экспертной организации на проверку. Они говорят прямо: «Не приносите! Вы же пойдете в суд? А это очень проблемно. Теперь мы поняли это так сложно. Лучше нам не приносите». Кроме того, потребители тоже часто что-то скрывают, не все говорят. Бывает претензию отправляешь предпринимателю, а он тебе ответ и прикладывает документы, где потребитель был согласен со всем. А теперь он проснулся. Мы всегда говорим: когда подписываете договор, обязательно его читайте. Если это крупные компании, там всегда сидят хорошие юристы. И этот договор составляется не в пользу потребителей, просто потому, что его никто не читает. Там пункты, которые ущемляют права потребителей. Но опять же, доказать эти пункты и расторгнуть этот договор можно только через суд. И не всегда суд расторгнет договор. А мы же всегда торопимся и не читаем. То же самое происходит в турфирмах. С мая месяца «Гульнар-тур» не может отправить своих туристов, но люди все равно туда идут и покупают туры.
— Где логика?
— Нет логики. Поэтому потребители зачастую сами виноваты. На сегодняшний день предприниматели понимают, что у них больше прав, нежели у потребителей.
— Оказывается, потребитель не всегда прав.
— Да. Говорят, потребитель всегда прав, но чтобы он был прав, он должен быть вооружен. У него должен быть полный пакет документов. Тогда у него есть шансы. Главное, он если начал борьбу, он должен идти до логического конца. Наши потребители иногда не выдерживают. А когда начинает работать судебная система, начинаются придирки… Никто не выдерживает. Потребитель купил мебель, ему нужно эксплуатировать ее, а тяжба уже на год затянулась. Он требует от нас: «работайте!» А мы же не можем отвечать за госструктуры, за судебную систему. Мы просим потребителей: «вы тоже участвуйте в суде!»
— Все не так уж просто… Расскажите о случае, когда человек купил хлеб и обнаружил в нем мошек.
— Тогда предприятия сказали: «куда хотите, туда и идите». В конечном итоге санэпидемстанция обнаружила у них нарушения. Им наложили штраф, и на этом все закончилось. Вот если бы это предприятие повторно нарушило, его бы закрыли.
— Получается, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Потребитель сам должен смотреть, что он покупает и тщательно выбирать.
— Ну я не говорю, что у нас все так плачевно. Просто сам покупатель, приходя в магазин, если скажет «я знаю свои права, вы нарушаете Закон о защите прав потребителей», то к нему сразу будут относиться иначе. Уважайте себя и заставляйте, чтобы вас уважали. Тогда ваши права никто нарушать не будет.