Украина, всемирная выставка «Экспо-2017» и Универсиада-2017 вполне очевидно были первоочередными темами на сегодняшнем расширенном заседании правительства под председательством президента Казахстана.
И, хотя обычно в разгар уборочной страды и массовых отпусков раньше не было принято заниматься масштабными перестановками во власти, на этот раз можно утверждать, что промедление с принятыми решениями грозило бы чревато серьезными проблемами для нашей экономики. Ведь санкции Запада, введенные против России, уже вызвали заметные проблемы у соседней страны, а Украина, являющаяся вторым партнером Казахстана по объему товарооборота, терпит экономическое бедствие. Что будет дальше, если санкции Запада будут расширяться и дальше, а в Украине затянется противостояние власти и сепаратистов, аналитики начали обсчитывать только недавно, ибо надеялись со всеми вместе на лучшее.
Теперь экономическая политика значительно сокращенного правительства сфокусируется на существующих рисках и выработке новых мер реагирования на быстро меняющиеся условия. По Украине прогноз официальной Астаны плачевный – сокращение ВВП до конца года на 6% при росте потребительских цен до 20% и дальнейшем обесценении гривны при том, что эта страна участвует в зоне свободной торговли СНГ. Вполне предсказуемая ситуация и с Россией – так как Кремль идти на попятную не собирается и даже готовится ответить Западу своими санкциями, ничего хорошего на этом направлении не предвидится. Поэтому заявление министра экономики и бюджетного планирования (МЭБП) Ерболата Досаева, ставшего по итогам заседания главой нового министерства национальной экономики (МНЭ), о готовности ввести в действие в сентябре отдельный план мер на случай введения дальнейших санкций против России и ухудшения ситуации вокруг Украины стоило бы все же расшифровать поподробнее.
То же самое относится и к антикризисному плану в зависимости от развития национальной экономики, о котором сказал министр. Ведь значительное ослабление рубля и гривны практически гарантируют девальвацию тенге. Введение защитных пошлин и запретов против импорта украинских товаров, как это делает Россия, вполне реально может повлечь блокирование Киевом вступление Казахстана в ВТО. Падение темпов экономического роста в России уже негативно сказывается и на казахстанской экономике. Проблема с Россией еще и в том, что с 1 января следующего года вступит в силу Договор о Евразийском экономическом союзе. Правда, он еще не ратифицирован Казахстаном, но это произойдет уже совсем скоро. Президент напомнил по этому поводу, что назрела необходимость активной работы с российскими и белорусскими регионами, где нужно открывать торговые представительства Казахстана.
Остается лишь предположить, исходя из названия МНЭ, что на какой-то период нашей экономике и в самом деле придется закрыться отчасти от внешнего мира с тем, чтобы защититься от внешних рисков. В состав этого государственного монстра войдут не только структуры прежнего МЭБП, но и упраздненного министерства регионального развития, агентств по статистике, регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей.
Другой монстр – министерство энергетики – поведет нашу экономику к выставке «ЭКСПО-2017», девизом которой является «Энергия будущего». В этой роли ядерщик Владимир Школьник, возглавивший министерство, выглядит вполне естественно. Неслучайно этой же госструктуре переданы вопросы развития «зеленой экономики», функции и полномочия упраздненного Мининдустрии и новых технологий в части энергетики, а от ликвидированного министерства окружающей среды и водных ресурсов – в части охраны окружающей среды.
Приближение Универсиады-2017 вполне логично вызвало возвращение к жизни министерства спорта, к которому добавили и культуру, — видимо, просто для того, чтобы выдержать принцип компактности правительства. Правда, глава МКС, в компетенцию которого вошли еще и дела религий, по своей трудовой биографии не имел отношения ни к спорту, ни к делам религиозным.
Журналистов же снова изрядно удивили тем, что упраздненное агентство связи и информации, курировавшее СМИ оказалось в введении нового министерства по инвестициям и развитию (МИР). Но потом выяснилось, что функции и полномочия в сфере архивного дела и документации все же достались МКС. А МИРу были еще переданы дела упраздненных министерств индустрии и новых технологий, транспорта и коммуникаций, энергоэффективности, геологии и, что не менее удивительно, космические вопросы! Для управления одновременно геологами, космонавтами, транспортниками и связистами нужен человек с уникальными способностями. Им и стал новый глава МИРа Асет Исекешев, правда, разжалованный из вице-премьеров.
Кстати, по поводу его персоны, точнее, итогов программы первой пятилетки ФИИР в социальной сети Facebook разгорелась нешуточная дискуссия. Одни пользователи со ссылкой на президента утверждали, что г-н Исекешев провалил первую пятилетку и с назначением главой такой сложной структуры как МИР фактически отстраняется от индустриально-инновационных прорывов и уже вскоре будет сослан в политическое небытие. Другие доказывали, что как раз г-н Исекешев и вытянул на себе эту пятилетку, а именно ему будет вверена реализация и второй программы ФИИР на 2015-2019 годы. Кстати, об этой программе напомнил и президент на заседании — она уже утверждена. Но ждать каких-то высокотехнологичных прорывов теперь не приходится – как говорится, не до жиру!
Удивление вызвало и слияние двух министерств «социалки» — Минздрава и Минтруда и социальной защиты населения (МТСЗН), которые в развитых странах, в ряды которых стремится Казахстан, обычно существуют раздельно. В этом решении, скорее всего, опять таки довлела идея компактного правительства. А выбор Тамары Дуйсеновой, руководившей МТСЗН, на пост главы объединенного министерства здравоохранения и социального развития объяснений пока не получил – с таким успехом им могла бы руководить и бывший главный здравоохранитель страны Салидат Каирбекова. Видимо, свою роль сыграл выбором одним из двух вице-премьеров Кабмина Гульшары Абдыкаликовой – она руководила МТСЗН, а г-жа Дуйсенова работала тогда под ее началом. Кстати, вторым замом премьера назначен Бакытжан Сагинтаев, что также не вызывает вопросов – в отличие от своего шефа Карима Масимова он работал акимом области, поэтому знает, как перенести центр принятия решений на уровень не только министерств, но и регионов, о чем говорилось на заседании. Кстати, мало кто обратил внимание, что на заседании президент поручил обеспечить создание прочной основы для финансовой и экономической самостоятельности органов местного управления.
О том, что функции бюджетного планирования вернутся к Минфину, говорилось давно, как и о том, что Минсельхозу передадут функции в сфере рыбного хозяйства, управления водными ресурсами, лесов и животного мира. Тихо умиравшее МЧС, неспособное всерьез справиться с более-менее серьезными проблемами, отправили доживать свой век в недрах МВД, глава которого Калмуханбет Касымов усидел в своем кресле.
Так же предсказуемо было и выдвижение на новый пост Кайрата Кожамжарова, хотя упразднение финансовой полиции, конечно же, стало сюрпризом. Дело в том, что некоторые международные конвенции, к которым присоединился Казахстан, требуют наличия в стране особой госструктуры по борьбе с коррупцией. Но и здесь в Астане нашли способ, как выполнить эти требования и сократить число госструктур, объединив под одной крышей дела госслужбы и противодействие коррупции. Так что часть прежних «фиников», как прозвали в народе финансовых полицейских, останется при деле в этом ведомстве, а другие послужат теперь в Минфине, который займется экономическими и финансовыми правонарушениями.
В итоге, как известно, вместо 17 министерств теперь останется 12, а вместо 54 комитетов – 30, тогда как 9 агентств сокращены и перешли в министерства в виде комитетов. С одной стороны, это к лучшему. С другой – надо судить не по этим показателям о компактности правительства, а по числу госслужащих – ведь этот показатель за последние 10 лет, как отметил президент, вырос на 8,5 тысячи человек и в итоге перевалил за 90 тысяч. Эту громадную и прожорливую армию неповоротливого чиновничьего аппарата президент назвал «тормозом» в реализации принимаемых мер.