Украинский вопрос сегодня актуален и звучит предельно просто: «Ты за или против?». Мы решили его задать простым людям — нашим соотечественникам, которые живут в Украине. Как бывшие казахстанцы видят украинский кризис?
Мы обратились к бывшим казахстанцам, проживающим в данный момент в Украине, с просьбой рассказать, ущемлялись ли их права в этой стране; где они были в период событий на Майдане; считают ли верными действия украинской власти и не хотят ли вернуться в Казахстан.
Юрист Харьковской правозащитной группы Айгуль Муканова проживает в Украине 8 лет. Причина переезда – личная, она вышла замуж. По ее словам, права, как представителя другой культуры, не нарушались. Айгуль всегда могла разговаривать на родном или другом удобном языке. Проблемы с ущемлением прав были иного характера: в миграционной службе, банках, медицинских учреждениях (периодически), в школе:
— Требовали подтверждение того, что я имею право проживать в Украине, — рассказывает Айгуль об украинских проблемах. — Здесь скорее проявляла себя коррупционная система, отсутствие прозрачности и неразумные требования при прохождении определенных процедур. С этим сталкиваются все украинцы, но с проблемами неразумных требований миграционных служб чаще встречаются, естественно, только иностранцы. Мне было легче противодействовать в силу того, что тут все понимают русский язык. Те, кто им не владеет, находятся в гораздо худшем положении, поскольку переводчиков или документы на нужном языке им не предоставляют. Когда начались события на Майдане, то я всячески поддерживала его, хотя не всегда была согласна с действиями участников событий. Мне всегда импонировала независимость и стремление людей быть активными участниками общественной жизни. У меня было желание влиять на принятие решений, а не клеймить власть имущих, стоя в стороне.
— Верны ли действия нынешней власти сказать сложно, достойной ее назвать также нельзя, но она лучше предыдущей в разы, — продолжает Айгуль. — Для того, чтобы иметь достойную власть и систему общественного контроля, нужно время и человеческие ресурсы. Но в любом случае, это начало пути к лучшему, а не конец тупика, как это ощущалось с предыдущей. В Казахстан возвращаться желания нет, хотя звали. Причина проста, мне комфортнее в Украине, поскольку мне интересны украинцы, чувствую их более близкими по духу, ментальности, восприятию действительности, реакции. Кроме того, в моем кругу здесь много образованных, глубоких людей и при новых знакомствах встречаю таких же, а поскольку этот уровень духовного комфорта для меня очень важен, то не хочется его терять. Да и после событий на Майдане, действительно, горжусь ими и радуюсь за них.
У Виктора Штепы, специалиста по коммерческой недвижимости, переехавшего в Киев в 1994г. с семьей, причины переезда были иными: нестабильная ситуация в межнациональных отношениях, ограничения в возможности получить качественное образование в интересующей сфере, опасность катастрофических явлений (землетрясение, сель). Его права, как иммигранта, не ущемлялись, сложности возникали на этапе адаптации к уже родной украинской культуре, а именно — отсутствие языковых курсов. В обучении особых проблем не было, так как Киев — двуязычный город:
— Позиция в отношении событий на Майдане – сдержанная, из-за возможности человеческих жертв и глобальных изменений. Желание изменений и надежда на лучшее в глубине души были, но физически находился дома, переживал у экрана телевизора, в отличие от брата, который стоял непосредственно на ул. Грушевского в период самых горячих событий.
Действия нынешней власти Виктор считает верными в виду сложившихся обстоятельств (возникшие проблемы в межнациональном понимании и толерантности оставим на совести политиков). Президент ведет политику на грани военного вторжения сильнейшего государства мира. Возможно, стоит быть более прагматичными и не торопиться с полной интеграцией в ЕС, но вряд ли у Украины есть выбор.
Также Виктор считает, что премьер-министр хорошо держит экономический удар, но «нам предстоит сложная зима, посмотрим, как справится». По его мнению, силовой блок достаточно эффективен в условиях ведения борьбы с более сильным и организованным противником. Желания же возвращаться на ПМЖ в Казахстан нет, возникал только «позыв временного въезда на заработки для накоплений и повышения профессионального уровня в условиях экономического кризиса в Украине».
Казахстан Виктору представляется страной со смутным будущим в виду присутствия рядом 2-х империй («одна дурная, другая динамичная, обе — опасные») и непропорционально развивающейся, тотально коррумпированной экономикой.
Предприниматель из Львова Жасулан Абишев переехал в Украину в 2007 г. по велению сердца – невеста, а сейчас жена, родом из Украины. Его права в Украине не ущемлялись ни разу, учитывая тот факт, что живет во Львове, о котором ходят мифы как о центре националистически настроенных бандеровцев, ущемляющих права других национальностей. Проблемы, с которыми сталкивался – «отсутствие работы, низкие заработные платы, социально-экономический уровень страны ниже среднего, поэтому выживали, как могли».
— Когда зарождался Майдан, ездил в командировки, а в ночь разгона студентов бойцами отряда «Беркут» был в аэропорту Киева. Конечно же, следил за всем происходящим, поражался глупости и безответственности властей. Переживал за людей, которые стояли на Майдане, в то же время был впечатлен ими, так как не побоялись выйти и сказать «нет» властям, которые долгое время угнетали страну и народ. Очень сложно и однозначно сказать что-то про политику, которую ведет нынешняя власть Украины. Идеального государства все равно нет, продолжает Жасулан, и считает, что стремиться к общечеловеческим, морально-этическим ценностям и стандартам необходимо всем государствам, и у Украины сейчас есть такой шанс, невзирая на давление со стороны РФ и США:
— Сложно, конечно, это сделать, многое принести в жертву надо, но думаю и верю что это осуществимо. Также думаю, что новое правительство Украины вроде начало правильно, но власть имущие в мире просто не позволят Украине делать все самостоятельно, все это объяснимо, с точки зрения геополитики.
Динара Касымбекова