В антироссийские санкции Евросоюза торопится внести свою лепту и Украина. Верховная Рада на пленарном заседании 12 августа приняла в первом чтении закон о санкциях в отношении России. Среди основных ограничительных мер – замораживание активов, запреты на деятельность на территории Украины, вещание и работу в интернет-пространстве страны, запрет на приватизацию и пользование лицензиями.
Но основным ударом по России должна стать самая страшная, с точки зрения киевских властей, санкция: ограничение транзита через украинскую территорию российского углеводородного сырья в Европу. В Киеве, в частности, полагают, что поскольку через украинскую газотранспортную систему проходит порядка 60% всех поставок «Газпрома» в Европу, то ограничение транзита газа существенно отразится на доходах России.
Несмотря на то, что закон принят в первом чтении, никаких его предварительных обсуждений не было, но тех, кто голосовал против, тут же зачисляли в предатели Украины. Инициатором проекта стал пугавший Верховную Раду своей отставкой премьер страны Арсений Яценюк. Потери от введения санкций Яценюк оценил в $7 млрд в течение одного года. «Мы понимаем цену, которую заплатит Украина. Но мы готовы платить этим за свою независимость», – заявил он.
Однако при этом премьер отметил, что в столь сложной ситуации Украина рассчитывает на помощь международных финансовых организаций, в частности, Всемирного банка. Таким образом, декларируя в очередной раз о своей готовности платить за независимость, Киев как всегда надеется на Запад, ожидая, что он компенсирует все потери. Однако киевское руководство переоценивает щедрость Запада и его готовность пожертвовать своим благополучием во имя Незалежной.
Украинские власти полагают, что принятие закона о санкциях не означает автоматического прекращения транзита топлива — российский монополист может продавать газ на украинско-российской границе. Затея с санкциями понятна. В настоящее время Украина закупает газ в Европе у немецкой RWE и получает его в реверсном режиме через Венгрию и Польшу. Газ из этих стран может вернуться на Украину лишь после пересечения ее западных границ.
Перенос точки сдачи газа европейцам с западных границ Украины на границу с Россией дает «Нафтогазу» возможность, обходясь без реверса, покупать газ у европейских компаний на украинской территории. Таким образом, Украина собирается «поставить точку» в вопросе газовой зависимости от России.
Что касается России, то при введении Киевом санкций на транзит нефти, она сможет выполнить свои обязательства перед европейскими потребителями, перебросив эти объемы на северную ветку «Дружбы» (через Беларусь и на Усть-Лугу). Но в этом случае больше всего пострадают Венгрия, Словакия и Чехия. По украинской территории ежегодно прокачивается около 14 млн тонн российской нефти, что составляет всего 6% экспортных объемов этого сырья.
С газом ситуация сложнее. Безусловно, Украина не является единственным транзитером российского газа в Европу — еще 40% этого сырья поставляется через белорусский «Белтрансгаз» (его «Газпром» несколько лет назад полностью выкупил у белорусского правительства) и газопровод «Северный поток». Однако эти газопроводы не смогут покрыть украинские объемы транзита даже при работе на максимуме. Страны Евросоюза недополучат 15% своих потребностей в газе, которые нечем будет заменить.
Конечно, те компании, которые не подпадут под действие санкций Киева в отношении России, смогут осуществлять транзит газа через Украину. Но им потребуется время на заключение прямых договоров о транзите с оператором украинской газотранспортной системы «Укртрансгазом».
Европейцам, с которыми Киев собирается «ассоциироваться», придется поволноваться. У Европы до сих пор огромные риски замерзнуть зимой, а сейчас она столкнется с прямой угрозой остаться без газа. Ведь в течение нескольких месяцев без газа могут остаться и Украина, и многие европейские страны. Вряд ли после этого Европа будет поддерживать майданную власть.
По мнению главы комитета по энергетике Госдумы РФ Ивана Грачева, Украина шантажирует Европу угрозами антироссийских санкций.
— Первый транш кредита МВФ истрачен на войну, второй транш никак не приходит. Поэтому Украина в сложнейшем экономическом положении. Есть от чего сойти с ума местным чиновникам. 80 млрд кубометров российского газа, которые сегодня идут через Украину, заменить нечем. Представить себе, что Европа позволит этому газу не дойти до своих покупателей, невозможно. Поэтому реальная остановка транзита практически исключена. Если же это вдруг случится, то будут форсированы поставки газа по «Северному потоку», а также по газопроводу Opal и через Белоруссию. И переговоры о запуске «Южного потока» пойдут гораздо активнее и продуктивнее, – считает депутат.
Действительно, для Европы есть повод задуматься, как вести себя по отношению к российским трубопроводным проектам, обеспечивающим поставки топлива в обход Украины. Кроме того, следует отметить, что если санкции будут утверждены правительством Украины, то возникнет форс-мажор для российских компаний-поставщиков. Российские компании будут иметь все основания идти в международные суды с требованиями взыскать с Украины штрафы за нарушение договоров о транзите газа и нефти. Таким образом, ни «Газпром», ни его европейские партнеры на выдвигаемые Украиной условия не пойдут, поскольку они похожи на шантаж, и для них нет никакой экономической выгоды.
Идея Яценюка уже вызвала недовольство стран Евросоюза. Так, Германия, энергобаланс которой на треть зависит от поставок, потребовала от Украины отказаться от блокировки транзита российских углеводородов. Следует ожидать присоединения к требованию Берлина Сербии, Словакии, Болгарии. Им, кроме как в России, покупать топливо нигде.
Для ЕС потеря российского импорта будет означать не только холодную зиму, но и стагнацию в экономике. По мнению экспертов, желание Киева перекрыть транзит, выгодно только США. Именно с целью мотивировать Европу к отказу от российского газа, с последующим переходом на дорогой сланцевый американский газ, США создает зону нестабильности, которая должна заблокировать поставки российского газа.
Власти незалежной демонстрируют низкий профессионализм, непонимание очевидных последствий проталкиваемых ими санкций. Но пока в Киеве царит националистическая эйфория, трудно ожидать от украинского руководства взвешенной, рациональной политики в отношении России. Безусловно, санкции могут нанести России краткосрочный ущерб: ей понадобится время для задействования других маршрутов транзита и способов транспортировки углеводородного сырья.
Однако потери (политические и финансовые) для самой Украины будут неизмеримо значительнее, особенно с учетом предстоящего отопительного сезона в Европе. Ситуация вплетения в газовую проблематику откровенно антироссийских мотивов показывает, что необходима диверсификация источников энергоресурсов. Авантюризм Киева в международных делах ускорит строительство альтернативного украинскому транзиту газопровода «Южный поток».