Острова Алаколя – один из сильнейших «географических магнитов» XIX века, притягивавших к себе внимание европейских ученых и стимулировавших упорное проникновение в одну из наименее исследованных областей уже известной в общих чертах планеты — Центральная Азия. Таинственная дымка, витала над этим загадочным регионом с тех ветхих времен, когда мимо, по пути в Каракорум — к монгольским владыкам, проезжали просители, парламентарии и разведчики Запада.
По свидетельству древних китайцев, которые впервые начали присматриваться к этим местам еще в эпоху Хань (206 до н. э. – 220 н. э.), а изучать начали во времена монгольской династии Юань (1206 – 1368). Алаколь с его странными островами считался классическим обиталищем драконов.
«…Мы нашли некое море, не очень большое, имя которого, так как мы не спросили о нем, нам неизвестно. На берегу же этого моря, существует некая небольшая гора, в которой, как говорят, имеется некоторое отверстие, откуда зимой выходят столь сильные бури с ветрами, что люди едва и с большой опасностью могут проходить мимо. Летом же, там всегда слышен шум ветров, но, как передавали нам жители, он выходит из отверстия слегка. По берегам этого моря мы ехали довольно много дней; это море имеет довольно много островков…»
Это знаменитый отрывок из труда францисканского монаха Плано Карпини, специального посланца Иннокентия IV, побывавшего в ставке Богдыхана осенью 1246 года. Остров, гора, в горе — дыра, из дыры – ветер. Да еще и огнедышащие драконы… Что это напоминает?
После распада монгольского государства история мало способствовала исследованиям Центральной Азии. На долгие века над серединой величайшего материка опустилась привычная пелена забвения. То, что происходило тут, за пыльным занавесом, мало волновало европейскую пытливость, нащупавшую к тому моменту абсолютно иные пути к вожделенному Востоку.
Неслучайно к середине XIX века, ко времени, когда в Центральной Азии сомкнулись, наконец, интересы трех величайших империй того времени — Российской, Британской и Цинской, она все так же обильно была населена фантомами и монстрами, как во времена древнекитайских историографов. Однако теперь фантастические сведения исходили и из уст просвещенных западных ученых. И не каких-нибудь проходимцев, а основоположников и титанов, вроде Гумбольдта и Риттера, заполнивших здешние земли несуществующими горными хребтами и исполинскими огнедышащими вулканами.
И неслучайно, ведь в данном случае, даже такое светило современной географии, как Александр Гумбольдт, чьими стараниями было заштриховано гигантское белое пятно на карте Южной Америки, вынужденно опирался … все на тех же древних китайцев, францисканских монахов и татарских мулл. Самому ему не удалось проникнуть в Азию далее Алтая.
А сведения, которые имелись в его распоряжении — остров, гора, в ней — дыра, из дыры – ветер. Да еще и огнедышащие драконы… Да это же не то что географу — ежу понятно, речь идет о вулканах! Так, Алаколь, неожиданно для себя, стал классическим районом новейшей «плутонической деятельности». Чтобы передать аромат географической романтики XIX века, хочу привести цитату из замечательного труда Карла Риттера «Землеведение Азии», на котором воспитывалось целое поколение русских и европейских путешественников.
«Поднимающаяся из озера высокая горная вершина Арал-Тюбе (то есть островная гора), по сказанию путешественников, прежде (уже в исторические времена) выбрасывала огонь. Она, как говорят, и в настоящие времена возбуждает сильные бури и грозы, опасные для мимо идущих караванов, которые обыкновенно, проходя близ этого потухшего вулкана, приносят ему в жертву нескольких баранов. (…) По рассказу одного муллы, теплые ветры, дующие зимою из находящейся на озере пещеры Джибе, и бури столь сильны, что караваны иногда задерживаются здесь в продолжении восьми дней. …Следовательно, принимая в соображение остальные данные, должно считать Арал-Тюбе вулканом, лежащим внутри обширной плутонической области…»
Нужно отметить, что «вулкан Арал-Тюбе» был «одним из». Еще одного огнедышащего монстра сторонники плутонизма Центральной Азии поместили в Турфане, другого — где-то в районе Кучи. Но Арал-Тюбе был ближайшим.
Потому-то первые исследователи, добравшиеся сюда с запада в середине XIX века, всерьез рассчитывали найти на озере действующие вулканы. Первыми, почти одновременно, на берегах таинственного озера появились две русские экспедиции – Карелина и Шренка. Это было в 1840 году. Они-то и «изгнали» с этих берегов драконов китайской географии и лишили острова таинственного озера огнедышащих вулканов, попавших сюда по теоретическим умозрениям корифеев землеведения.
Историю проникновения в Семиречье Карелина и Шренка по накалу страстей можно сравнить с соревнованием Амундсена и Скотта за «обладание» Южным полюсом. В том, кто из них первым достиг вожделенного Арал-Тюбе и разочаровался результатами, путается даже такой мэтр географии, как Семенов-Тян-Шанский.
«…Карелин – первый русский путешественник, посетивший Ала-куль в 1840 году, употребил доблестные усилия для разрешения вопроса о вулканизме острова Арал-тюбе. Он привез с собой маленькую лодку с Зайсана, добрался до острова Арал-тюбе и, достигнув своей цели, пришел к отрицательным результатам. Конический остров оказался состоящим из порфира…»
Это из мемуаров, построенных на дневниковых записях путешествия 1856-57 годов. В переводе же фундаментального труда Риттера, он же (Семенов) пишет в сноске:
«Путешествие Шренка совершенно опровергло ошибочное мнение о вулканизме острова Арал-Тюбе на Алак-Куле; я так же нигде не встречал вулканических пород возле острова Алак-Куля.»
При всем своем уважении к Гумбольдту, по окончании знаменитого Тянь-Шанского путешествия, Семенов уже не верил в «плутонизм» Глубинной Азии. А прошедший берегами Алаколя в 1905 году Обручев вообще не проявил к проблеме, столь волнительной для предшественников, никакого интереса.
«Я не поехал к оз. Ала-куль, так как плоские берега не представляли интереса, а лодок на озере для плавания на остров не было»
И хотя вулканы в Центральной Азии продолжали искать по инерции до середины XX века (авторитет Гумбольдта и Риттера никто не отменял!), вулкан Арал-Тюбе исчез с карт окончательно…
[gallery ids=»25022,25023,25024,25025,25026,25027,25028,25031,25030,25029″]