Образование в Казахстане — сфера полностью подконтрольная министерству образования и науки. Однако существует университет, чей статус задан отдельным законом. В итоге — Назарбаев Университет не подотчетен никому и в то же время решает свои задачи. Безусловно, определяющим является тот факт, что университет находится под патронатом Главы государства, что придает ему статус, особое отношение и в конечном итоге влияет на уровень и качество образования, что несомненный плюс. С другой стороны, интересно участие Всемирного банка в формировании образовательной системы Казахстана, а также деятельность во всем этом людей, которые сейчас руководят образованием в нашей стране.
Об этом говорится во второй части расследования американских журналистов:
«Советники Всемирного банка организовали «Семинар о новом университете» в декабре 2008 г. в рамках программы совместных экономических исследований (JointEconomicResearchProgram). Двухдневная встреча в Астане свела вместе команду консультантов банка в сфере «экономики знаний» и официальных лиц из министерства образования и науки в работе над определением «глобальные знания», необходимого для «успешной разработки и практической реализации нового университета», а также для оказания содействия в развитии «четкой, сильной управляющей структуры», «финансового плана» и «структуры обеспечения качества».
Вслед за семинаром представители ВБ в феврале 2009 г. организовали кругосветный месячный тур развития партнерства для делегации, состоящей из высокого уровня аппаратчиков министерства науки и образования.
План поездки предполагал, что делегация увидит своими глазами системы управления, механизмы финансирования, системы контроля качества, разработку программ обучения в ведущих университетах, получая опыт из первых рук. Казахстанцы и их сопровождающие посетили большое количество институтов, большинство из которых позднее заключили «партнерские соглашения» с университетом Астаны.
В рамках тура участники посетили Стэнфорд (Stanford), Гарвард (Harvard), Массачусетский технологический институт (MIT), Кембриджский университет (CambridgeUniversity) и университетский колледж Лондона (UniversityCollegeofLondon). Путешествие также включало в себя остановки в Катаре и Сингапуре.
Кембридж был показательной остановкой в туре. Участников делегации встретила Энн Лонсдейл (AnnLonsdale), в то время заместитель вице-канцлера университета. После начала работы Назарбаев Университета в 2010 г., Лонсдейл стала проректором университета и решала задачи по надзору за процессом найма преподавателей из-за границы для Астаны. Она была заменена на позиции проректора университета в августе 2012 г. другим выходцем с Запада, Саймоном Джонсом (SimonJones), бывшим президентом колледжа Абу-Даби.
По прибытии в Астану Лонсдейл была встречена председателем исполнительного совета университета Асланом Саринжиповым. В прошлом начальник одного из отделов Всемирного банка в Казахстане и дипломатический представитель по экономическим вопросам посольства Казахстана в Вашингтоне Саринжипов был временно исполняющим обязанности президента Нового университета Астаны до его переименования.
Будучи членом руководящего состава университета, Лонсдейл тесно работала с ректором Шигео Катсу — человеком, делавшим карьеру во Всемирном банке на протяжении десятилетий.
Одним из первых соглашение о сотрудничестве подписал колледж Лондона при Лондонском университете (London’s Global University). Колледж уже работал с Казахстаном по программе «Болашак». Теперь же колледж организовал интенсивную годичную программу подготовки к поступлению.
Эксперты университета Пенсильвании оказали помощь в разработке структуры управления и концепции университета, а также познакомили казахстанских разработчиков с концепцией попечительского совета.
Первый поток студентов из 500 человек вошел в Назарбаев Университет в сентябре 2010 г. Преподавательский состав, состоящий в основном из не-казахстанцев, приветствовал элитных выпускников школ, спонсируемых государством, в классах, где обучение шло исключительно на английском языке – входное требование для всех обучающихся.
Некоторые критики описали подобные требования как форму «лингвистического империализма» — способ привязать любую страну к корпоративным и стратегическим интересам США. Английский язык является обязательным, и преподается в казахстанской системе образования на всех уровнях, начиная с дошкольных учреждений.
В начале 2011 г. обе палаты казахстанского парламента предоставили Назарбаев Университету и Интеллектуальным школам «автономию» — освобождение от нормативных требований и предписаний министерства образования. Важная строка в новом законе определила «независимость университета при определении и выборе образовательных программ, форм и методов реализации образовательной деятельности, а также указаний по проведению научных изысканий». В то же самое время закон предоставил безусловную власть над университетом, школами и специально созданным накопительным фондом Высшему попечительскому совету.
Фонд заслуживает особого внимания. Формально он был создан для финансирования университета и немедленно стал депозитарием для состоятельных благотворителей. Согласно годовому отчету за 2011год, находящаяся в Казахстане международная горнодобывающая Евразийская корпорация природных ресурсов (ENRC) пожертвовала в фонд 98 миллионов долларов США. Общие пожертвования фонда оценивались в 370 миллионов долларов США к середине того года.
ENRC контролируется тремя миллиардерами: Патохом Чодиевым, Александром Машкевичем и Алиханом Ибрагимовым. Все они входят в список 500 богатейших людей согласно журналу Форбс (Forbes).
Проведенная реструктуризация служит корпоративным требованиям по наращиванию потенциала, увеличению научно-исследовательских возможностей и модернизации «прикладной науки», завязанной на производственные нужды и коммерциализацию любой интеллектуальной собственности и открытий. Полностью работоспособная и хорошо отлаженная система будет систематически выпускать технократическую и научную «элиту будущего» — корпуса технических специалистов, управленцев и бюрократов.
Член административного исполнительного совета Назарбаев Университета Хадиша Даирова, бывший штатный сотрудник казахстанского посольства в Вашингтоне, сделала прямое заявление:
— Промышленность и университет должны сотрудничать, иначе выпускники университетов будут иметь неприменимые навыки. Промышленность должна говорить нам, в каких направлениях нам необходимо готовить и обучать студентов.
Следуя данному направлению, университет создал собственный консультативный промышленный совет, состоящий их руководителей различных фирм с целью обеспечения «промышленной интеграции образования и научно-исследовательской деятельности». Агенты Всемирного банка продолжают играть по высоким ставкам своей «Большой игры» в стране. Это бизнес и он должен работать.