Вступление в Единое экономическое пространство принесет экономике Казахстана множество сюрпризов, уверены эксперты. Например, вырастут взятки, а более совершенную налоговую систему Казахстана могут «съесть» слабые налоговые системы России и Беларуси.
— Что будет с Казахстаном и нашей налоговой системой после вступления в ЕАЭС!? — рассуждает Виктор Ямбаев, президент ассоциации предпринимателей Казахстана. — Об этом сегодня должен задуматься Минфин, общественные организации и бизнес в целом. Если наши переговорщики будут работать по модели, по которой работали предыдущие, то нас ждет катастрофа. Потому что при узости казахстанского рынка мы не сможем работать по порядкам, которые существуют в экономике России. Включая организованную преступность. В России суммы зашкаливают, там рынок больше. Поэтому и аппетиты чиновников в 10 раз больше. Если у нас взятка какому-нибудь чиновнику средней руки, который на тендере сидит или на гос закупках, начинается со 100 000 долларов, то в России она начинается от миллиона долларов. Но при этом у них рынок гораздо больше! Поэтому у нас должна быть в 10 раз меньше налоговая нагрузка и административный прессинг.
— Нам говорят, что нас ждет рынок в почти 300 миллионов человек, так это бабушка надвое сказала, — продолжает Виктор Ямбаев. — Уже ведь пробовали наши люди на российский рынок выходить с водкой — сразу началась битва. И там, и тут на водке сидят не простые люди. Это доходный бизнес и посторонним там места нет. И нашу водку из России сразу поперли. Попробовали сунуться с автомобилями Ssang Yong — ни одной машины на российский рынок не пустили. Зато нам нам предлагают ездить на российских «Ладах». При этом, мы приняли пошлины российские, сделали хорошие подержанные импортные машины недоступными для наших граждан — пятилетний «Мерседес» теперь — плохо, а «Жигули» — хорошо. Российский автопром в Казахстане уже продал 50 000 «Жигулей». Ничего так, можно жить. А нашим туда дорога закрыта.
Это касается и налогового законодательства. Я вот боюсь НДС, как они будут его рассчитывать, просчитывать!? И в конце концов, мы в какой валюте будем рассчитываться друг с другом? Рублями российскими, белорусскими или тенге?! Или все- таки в долларах? Но тогда это уже союз не трех государств, а как минимум четырех или пяти. Доллар, евро. Мы до сих пор не получили на этот вопрос ясного ответа, уже не говоря о механизмах вхождения наших товаров. Мы до сих пор не унифицировали законодательство по сертификации. Зато уже все товары подорожали из-за увеличения пошлин. И увеличения цены на доставку.
— Мы создаем единое экономическое пространство. И у меня возникает вполне логичный вопрос: мы должны улучшить налоговую систему наших союзников и партнеров или ухудшить свою до их уровня? Мы видим, что сейчас Россия не справляется ни с амбициями своих чиновников, ни с войной на Украине, ни с космическими программами, ни с затратами на оборону. Хотят повысить налог физических лиц и НДС до 20%. Мало того, у них унитарная система администрирования НДС. И что мы будем с этим делать? Вопросов много, и разговаривать об этом нужно уже сегодня, готовить общество, вырабатывать какую-то программу. Мы по какой системе налогообложения будем работать? Или по системе сертификации «от самолета до баурсака»!? Примем какие -то регламенты, стандарты и паразитарные структуры будут давать нам бумаги, никому ничего не гарантирующие? В Казахстане на фоне всего постсоветского пространства более менее успешно идет борьба с административными барьерами. Не скажу, что с коррупцией, но во всяком случае, с сокращением списка разрешительных процедур.