Дархан Калетаев – это имя известно не только в политических и элитарных кругах, но и, практически, каждому спортсмену в стране. Его часто можно увидеть на скамье болельщиков, и он всегда болеет за развитие отечественного спорта. Обычно серьезный, он может внезапно начать смеяться и шутить, вспоминая веселые истории из жизни.
– Добрый день, Дархан Аманович. Вы, будучи, управляющим директором фонда «Самрук-Казына», дали немало интервью, и, конечно, нашему читателю знакомы. Поэтому первый вопрос будет не стандартным. Достижение, которое Вы считаете самым главным в Вашей жизни?
– Двое сыновей (улыбается).
Его слова, произнесенные с улыбкой, сразу же разряжают обстановку. Сильный человек всегда умеет быть мягким, когда речь заходит о его близких.
– Ваш любимый вид спорта, за которым наблюдаете?
– Я очень люблю смотреть баскетбол.
– У каждого человека существуют слабые и сильные стороны. Ваша сильная сторона?
– Уверенность.
– Что бы Вы отметили особенного в развитии спорта в РК?
– На сегодняшний день спорт в стране находится на переходном этапе. Это обусловлено несколькими причинами, в первую очередь – становлением казахстанского спорта на мировой арене и победами на международных стартах, например произведенный фурор на Лондонской олимпиаде. И, конечно, развитие такого направления как профессиональный спорт. У нас появились профессиональные команды: велокоманда «Астана», хоккейный клуб «Барыс» и др. В прошлом году был создан Президентский Профессиональный Спортивный Клуб «Астана», который объединил лучшие клубы. Одним словом, начал развиваться профессиональный спортивный менеджмент. Конечно, сейчас он еще находится на стадии становления, однако я считаю, что будущее мировой спортивной индустрии за профессиональным спортом. И третья составляющая – это развитие массового спорта. На мой взгляд, это самая слабая наша сторона, но у нас для достижения результата и на этом поприще есть необходимые предпосылки. Кстати, проект «Қазақстан Барысы», как и кто бы его ни оценивал, для меня лично, одна из форм развития массового вида спорта. Во-первых, он изначально вышел из масс, его авторами и инициаторами стали простые люди и эти люди не были обусловлены задачей зарабатывания денег, во-вторых, казахстанский народ поддержал и полюбил этот проект, поэтому в целом, считаю «Қазақстан Барысы» развивает массовый спорт. Вы сами видите после первого же года проведения огромный интерес казахстанцев к этому турниру, и какой интерес у самих участников. Я знаю, что начиная с маленького аула и заканчивая областными центрами, проводится очень большой отбор среди огромного количества желающих принять участие в проекте. Я бы назвал «Қазақстан Барысы» народным проектом.
– Как Вы сами сказали, мы сейчас в переходном периоде, и наверное, это самое то время прописывать и продумывать стратегию дальнейшего развития. По каким направлениям, на Ваш взгляд, нам надо двигаться, на что обращать внимание и какова роль в этом «Самрук-Казына»?
– У нас уникальная ситуация – много проектов международного уровня: это и боксерский клуб «Астана-Арланс», хоккейный клуб «Барыс», баскетбольная «Астана» и велокоманда «Астана», о которых мы уже заявили. Команды наработали колоссальный опыт, что очень важно. Да, мы хотим видеть и высокие спортивные результаты, но, по сути, существующий кадровый резерв казахстанских спортсменов не закрывает весь необходимый нам объем. В связи с этим, время от времени, звучит критика в нашу сторону по поводу привлечения легионеров. Но это общемировая практика. Возьмите любой среднестатистический клуб и даже там вы найдете легионеров. Профессиональный клубный спорт – это симбиоз из отечественных спортсменов и легионеров высокого класса. Та же велокоманда «Астана» является казахстанским проектом и брендом, но ее нельзя рассматривать только лишь сквозь призму чисто казахстанской команды. Потому что, в первую очередь, это профессиональная команда, которая участвует в международном профессиональном проекте. Поэтому в данном случае привлечение легионеров оправдано. Другой вопрос, что мы должны воспользоваться этим временем и создать свой кадровый потенциал. Например, в баскетбольном клубе «Астана» уже три года играет разыгрывающий Джерри Джонсон, американец, получивший казахстанское гражданство. Три года я добиваюсь того, чтобы к нему «прикрепили» казаха, который бы перенимал опыт, ну, не будет же Джонсон вечно играть за Астану. Он уже в возрасте. Да, ему большая благодарность, за то, что он принял гражданство и выступает под флагом Казахстана, но мы должны воспитать своего разыгрывающего. Вот с прошлого года с ним в тесной связке работает Рустам Мырзагалиев. Это всего лишь один пример, который характеризует политику Фонда в спорте. В целом Фонд «Самрук-Казына» осуществляет работу в этом направлении в проектном формате. Мы не отвечаем за массовый спорт, для этого есть государственные специализированные структуры: Агентство по делам спорта и физической культуры РК и областные управления спорта. При этом также не стоит забывать, что каждая из национальных компаний, входящих в холдинг, проводит соревнования и участвует в поддержке областных и районных спортивных мероприятий на местах.
Если продолжать разговор о проектном формате, то к примеру в Президентский профессиональный спортивный клуб «Астана» входят все вышеперечисленные проекты. Но сейчас мы ставим задачу, чтобы каждый из этих проектов имел свой фарм-клуб, свою детско-юношескую школу – имел какой-то резерв. К сожалению, мы не можем охватить всю республику, но заразить идеей и быть источником и двигателем этого процесса в наших силах. И это стратегия на ближайшие 10 лет. Но для этого нам нужно время. Только в ближайшие 5-10 лет, мы сможем показать первые плоды осуществления своих стратегических, комплексных задач.
– Зимние виды спорта не для нас?
– Почему же? Зимние виды спорта имею большую историю и традицию в нашей стране. Однако последняя Олимпиада в Сочи показала, что у нас есть проблемы. Денис Тен – член Президентского клуба «Астана» — спас ситуацию, сделал все, чтобы флаг Казахстана все же поднялся в Сочи.
Мы провели зимнюю Азиаду – было построено несколько спортивных объектов именно под «зимние» виды спорта. Но с другой стороны у нас есть распыленность, когда мы хотим успеть везде. Если говорить о спорте высших достижений, то нам, как мне кажется, следует сконцентрироваться на определенных видах. Например, у нас есть исконно лыжные регионы – Северо-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Акмолинская области, трамплин для прыжков есть в Алматы, ледовая арена для конькобежного спорта, кстати, одна из лучших в мире, присутствует в Астане. Нужно иметь четкий план развития. Конечно, это задача нашего спортивного ведомства, и думаю, что после Олимпиады в Сочи они сделали правильные выводы. Но мы всегда готовы помочь. Например, для Сборной Казахстана перед Сочи были созданы прекрасные условия. Мы готовы и дальше поддерживать это направление спонсорства.
– Какой из национальных видов спорта Вы предпочитаете?
– Я люблю скачки, очень люблю лошадей. Предпочитаю смотреть и қазақ күресі – он сейчас становится зрелищным видом спорта, национальным брендом.
– Как произошло ваше знакомство с турниром «Қазақстан Барысы»?
– С самого начала мы поддержали «Қазақстан Барысы», являясь генеральным спонсором этого проекта. С прошлого года проект является официальным партнером ППСК «Астана». Роль таких организаций не только в финансовой поддержке проекта. Не стоит забывать, что «Самрук-Казына» – это национальный фонд – холдинг, интересы которого распространяются по всей территории страны: у нас более 500 компаний, более 400 тысяч людей, работающих в них, и, если подсчитать членов их семей, то это более 1 млн человек, как-то связанных с компаниями Фонда. Нам важно, чтобы такие общенациональные проекты осуществлялись, и нам важно участвовать в этом. Для «Самрук-Казына» это не просто спонсорство, это еще и социальная ответственность и участие в жизни страны. Что касается самого проекта, то он уже вышел на международную арену (имеется в виду «Eurasia Barysy» — примечание автора). Я очень рад тому, что руководители проекта думают о его будущем, о его стратегическом развитии. Я думаю, қазақ күресі имеет возможность стать видом спорта, который сможет с лёгкостью выйти на общемировой формат, как сумо или дзюдо. Это задача выполнима. Мне кажется, как раз таки проект КВ уже можно воспринимать как страновой бренд Казахстана. И его надо активно использовать нашим специалистам. А самое главное – это массовость и общенациональная идея проекта. Сейчас «Қазақстан Барысы» находится на пике своего развития, когда каждый отдаленный аул хочет участвовать и быть представленным в финале. Самое главное теперь – остаться на этом пике, и постараться вырасти еще выше.
– Спорт – это политика?
– Профессиональный спорт – это политика.
– Существует ли какая-то общая характерная черта, присущая казахстанским спортсменам?
– Наши ведущие казахстанские спортсмены – ребята очень талантливые, амбициозные и не «звездные». К минусам ни сколько самих спортсменов, а сколько самой специфики нашего спорта я бы отнес то, что талантливых и выдающихся у нас не очень много и они быстро завершают карьеру, хотя есть возможность и потенциал выступать дальше. Вот ситуация с Алексеем Полтораниным, сейчас надо его поддержать, а все пытаются его обвинить то в проигрыше в Сочи, уже начинают судить по каким-то субъективным критериям. Да, возможно с его стороны тоже были определённые действия, которые оказались неправильно воспринятыми и искажены журналистами. Но уверен, что у Алексея еще есть потенциал и сейчас его нужно поддержать. Как в свое время поддержали Илью Ильина. Он же доказал, что является настоящим Чемпионом. Илья делает свою работу и побеждает. Думаю, в отношении Полторанина такая же ситуация.
– Спортсмен, за карьерой которого следите в мировом масштабе?
– В мировом масштабе (улыбается)? Месси. Я много наблюдаю за его игрой и мне очень интересно как сложится его дальнейшая судьба, потому что бытует мнение, что Месси не сможет играть ни за какой другой клуб, кроме «Барселоны». За сборную Аргентины он не показывает той игры, которую показывал с «Барселоной». Что касается казахстанских игроков, то со многими я знаком лично, многих знаю, и, конечно, интересуюсь их спортивными достижениями. Среди молодых хотелось бы отметить нашего велосипедиста Алексея Луценко. Сможет ли он стать вторым Винокуровым? Тоже очень много мнений о том, что успехи Винокурова не повторить (улыбается). Саша – феномен, в 38 лет стать олимпийским чемпионом, но на мой взгляд его заслуга состоит и в том, что он сумел потянуть за собой таких ребят как Луценко. Все зависит сейчас только от Алексея самого, и очень интересно понаблюдать за его развитием. Еще мне интересна судьба боксера Каната Ислама. Я очень за него болею, и для меня важно, сможет ли он повторить успехи Геннадия Головкина, и стать таким же боксером мирового уровня. Вот два спортсмена, у которых, как мне кажется, хорошее спортивное будущее.
– Спасибо большое за беседу, Дархан Аманович. Успехов в начинаниях!