Мангистауские археологи ведут раскопки мощного культового сооружения в местности Алтынказган, которое 4 года назад обнаружил местный археолог-любитель, сообщает КазТАГ.
Оценивая найденное археологом седло с серебряными обкладками в зверином стиле, специалисты пришли к выводу, что это средневековая школа изготовления.
«Седло, вероятно, было принесено в дар духам или божествам. Это означало, что здесь могут оказаться и другие предметы из металла. В процессе раскопок было найдено большое количество ювелирных украшений, которые стоит расценивать как дароприношение», — сказал ведущий раскопки археолог Андрей Астафьев.
По его словам, среди находок есть женский пояс из тонкого фольгированного золота с золотой пряжкой и янтарными вставками. «Анализ только этой находки позволил получить одну из дат – это, ориентировочно, V век нашей эры. По всей видимости, это гуннская техника изготовления», — считает А. Астафьев.
Найденные металлические пряжки могут относиться к эпохе ранних тюрков – VI-VII векам. Среди находок также обнаружены изделия из бронзы – зеркало, бубенчики, наконечники стрел, серебряные пряжки с янтарем.
«Вопрос о том, кто создал этот комплекс, остается открытым. Но памятником Алтынказган мы открываем абсолютно новую страницу в истории Мангистау – это эпоха великих переселений народов. Есть предположение, что какая-то часть гуннского населения могла попасть сюда, на полуостров, и создать культовый пантеон. Другая версия – здесь обитали аланы, заимствовавшие культуру своих соседей», — предположил А. Астафьев.
По мнению археолога, решение всех загадок кроется в курганах. Четыре кургана занимают главенствующее положение, по ландшафту они преобладают над окружающей местностью. Все остальные святилища примыкают к данному комплексу.
«Они могут дать и погребальный обряд, и набор более весомых артефактов. В следующем году должны быть продолжены предварительные исследования на объекте. Возможно, в итоге мы будем иметь захоронения ранних средневековых кочевников, а возможно, и правителей. Сам набор предметов и характер даров указывает на состоятельность населения и значимость тех, кто здесь погребен», — резюмировал А. Астафьев.