В минувшие выходные в Караганде прошел международный фестиваль-конкурс органной музыки «ORGANART». Почему такое масштабное мероприятие решили провести именно в Караганде? Оказывается, именно у нас находится лучший инструмент в Средней Азии, передает газета Новый вестник.
В состав жюри вошли профессиональные органисты и специалисты в области музыки. Например, Роберто Перетти – монах-францисканец из Италии. Он еще в 2009 году начал бесплатное обучение детей игре на органе и фортепьяно в новом приходе ордена францисканцев в Астане. Или Евгений Авраменко, основатель Органного Сообщества www.principal.su – крупнейшего в РФ интернет-портала об органном искусстве, и автор множества проектов связанных с органной музыкой.
Фестиваль стартовал в 10 утра, заполнив готические своды собора мощными переливами органа. Правда, зал был практически пуст – массово зрители пошли только во второй половине дня, когда фестиваль уже заканчивался. Впрочем, ни участников, ни судей такое пренебрежение со стороны горожан не огорчило – зато никакой лишней суеты вокруг, только спокойное погружение в музыку.
— Органная музыка помогает расслабить ум и сердце, помогает душе, – говорил мне в перерыве Роберто Перетти. – Ее можно просто слушать, а можно играть, но она дает возможность подумать. Я не слишком много знаю о современной музыке, но рок или популярные попсовые композиции, звучащие на каждом углу, это явно не то, что нужно душе. Люди во все времена любили эти мелодичные звуки, да и сейчас желающих попасть ко мне на уроки немало.
Другой член жюри, Евгений Авраменко, рассказал, что увлекся органом еще в школе, в шестом классе.
— Я учился в школе при консерватории и у нас появился очень интересный педагог, – вспоминает он. – Это был Алексей Шмитов, весьма известный органист. Меня очень зацепила игра на органе, я увидел столько возможностей. Так что я до окончания консерватории играл на органе и фортепьяно, правда, предпочитаю именно орган. Каждый такой инструмент – уникален. Двух одинаковых органов просто не существует. Дело в том, что разные фирмы строят органы для разных залов, и притом у каждого зала свои акустические возможности. Влияет и финансовая сторона вопроса, где-то могут установить только электронный орган, кто-то, как здесь, – новый духовой, поэтому возможности самые разные. Поэтому когда я приезжаю на гастроли в новый город, приходится знакомиться с инструментом, узнавать как он тебя примет, будет ли наше своеобразное сотрудничество плодотворным. Не каждый инструмент бывает удобен…
В тот же вечер Евгений дал потрясающий концерт. Больше всего мне запомнились две композиции: прелюдия ми-минор Николауса Брунса и произведение Марселя Дюпре – прелюдия и фуга соль-минор. Хотелось бы иметь слова, чтобы описать впечатления от всего концерта, но лучше сказать коротко – там нужно было быть.