В центре внимания казахской прессы сегодня интервью академика Надира Надирова, курда по происхождению, о курдской независимости и о «второй родине», дело Тажаякова и вопрос государственного языка.
Газета «Туркістан» публикует интервью с вице-президентом Казахской инженерной академии Надиром Надировым. Однако речь в интервью идет совсем не об инженерии, академик рассказывает о возможном появлении на карте мира нового государства — Курдистана.
Напомним, этой осенью в Ираке состоится референдум, где жители Курдистанской автономии могут проголосовать за отделение от Ирака и объявление своего независимого государства.
«Я не политик и не историк. Но так как сам являюсь курдом по национальности — я внимательно слежу за ситуацией вокруг курдов. Курды — очень древний народ, о них упоминали еще до рождения Иисуса Христоса. 15 лет назад в Америке вышла книга «Курды в Библии», где описано о том, что курды проживали еще за 1-2 тысячи лет до рождения Иисуса. Но у них никогда не было своего государства, они жили под правлением разных народов и империй. Они были в составе Римской и Османской империй. После распада Османской империи появилось несколько новых государств таких как Турция, Ирак, Иран и т.д. Курды остались на территории этих стран и после Первой мировой войны впервые заговорили о своей независимости.
В Казахстане официально заявлено, что в стране проживает около 40 тысяч курдов, но, по моим подсчетам, здесь курды составляют 80 тысяч человек. Многие курды Казахстана прописаны по национальности азербайджанцами, турками и др. У нас перепись ведется по паспортным данным. Многие курды до сих пор не могут получить гражданство. На территории всего СНГ проживает около 400-500 тысяч курдов, а во всем мире сейчас может проживать до 80 миллионов курдов. Больше всего курдов проживает в Турции, там их 25 миллионов, в Иране — 5 миллионов, в Сирии — 3 миллиона, в Ираке — примерно 7 миллионов. Если Иракский Курдистан получит независимость, то объединятся курды всего мира, потому что в «курдском вопросе» все курды имеют единое мнение.
Автономия нынешнего Курдистана – это не просто автономия. Это политическая автономия с большими возможностями. Политическая нестабильность Ирака уже надоела всем, курды желают мира и стабильности, но никакой политической стабилизации в Ираке пока нет. Поэтому курдские лидеры ищут выход из положения, они хотят получить независимость», — говорит Надир Надиров.
На вопрос журналиста: «Желаете ли вы сами обретения курдами независимости?», — академик дает такой ответ: «Любой вопрос должен решаться в разумном порядке. Сейчас народы могут осуществить волеизъявление через референдумы. Поэтому Курдистан идет по правильному пути. Однако не стоить говорить, что в случае появления курдского государства, курды Казахстана начнут массово переезжать туда. Я там был, их менталитет, психология, культура, образование сильно отличаются от наших. У меня трое сыновей. Один из них прожил некоторое время в Ираке и вернулся с твердым убеждением, что для него лучше Казахстана страны нет. Вообще, после распада союза из Казахстан уехало много ученых. У меня тоже спрашивали, почему я не уехал. Пусть я и не родился здесь, но вырос и состоялся. Удостоился уважения. Мне очень дорог мой Казахстан, его язык, менталитет, история и культура. Я знаю казахский язык — он мне просто очень нужен. Если я буду знать историю, народный фольклор, мне проще жить здесь. Очень несогласен с теми, кто говорит «Казахстан — моя вторая родина». У меня родина одна. Другой, исторической не существует. Если родился и вырос, прожил всю жизнь в одной стране и при этом называешь своей исторической родиной другую страну, то какой из тебя патриот? Я часто многим говорю об этом», — заключает академик.
Портал abai.kz публикует запись известного казахстанского политолога Айдоса Сарыма, выложенного на его страничке в facebook.
«Спрашивают у меня, «что я думаю по поводу дела Тажаякова в Америке». Говорил я об этом раньше, повторюсь еще раз.
Печально, жалко ребенка, его родственников. Но как говорит мой друг Дәурен Қуат: «каждый казах мой единственный, но не друг». Сегодня какие-то люди смеют говорить, что «во всем виноваты США, все специально подстроено». Такие пустые разговоры не принесут пользу ни ребенку и его родителям, ни обществу, только усугубят ситуацию.
Чтобы было понятней, попробую объяснить по-другому. Например, не Тажаяков, а студент по имени Вася Иванов прибыл учиться в Казахстан. Родители у Васи богатые, живут в городе, не понимают другую культуру, и воспитание у Васи соответственное. Приехал в Казахстан, благодаря отцовским деньгам поступил в КазНУ, но в учебе не преуспевает. Зато подружился с такими же ребятами, не вылезает из ночных клубов. Мало того, Вася подружился с теми, кто ненавидит казахов. Покупает крутую машину, вешает туда наглую надпись «Сепаратист номер 1». В конце концов, один глупый друг Васи устраивает взрыв в центре Алматы и прячется от полиции. Потом приходит к Васе, просит денег, просит пожить у него. Из-за своей молодости Вася решает помочь «верному другу», начинает прятать улики, причастные к преступлению. Здесь его накрывает казахская полиция…
Кто после этого Вася — преступник или народный герой? Вася совершает преступление по целому ряду уголовные статей: сокрытие преступника, недонесение о преступлении, сокрытие улик и т.д. и т.п. Причем, не в своей стране, а в другой, где другая культура, другие законы! Что я должен сделать, если я казах, и в моей стране какие-то Васи взрывают бомбу? Простить кровь сотен людей и отправить его домой со словами: «Вася молодой, он просто сделал глупость»? Нет, человек должен отвечать за свои деяния, как в «Преступлении и наказании» у Достоевского.
Вы спросите, что делать?
1. Наши официальные органы, посольство и консульство не должны оставлять без внимания дальнейшую судьбу Тажаякова. Все время должны интересоваться его условиям содержания в тюрьме, его здоровьем. Если получится, нужно стремиться перевести его в казахстанскую тюрьму. Если какой-то гражданин США совершит преступление в Казахстане, то можно учитывать возможность его обмена на Тажаякова.
2. Действовать нужно обществом. Пусть те родители, которые отправляют своих детей за рубеж, получат хороший урок. Если ребенок поехал учиться, то он должен учиться. И соблюдать все законы той страны, в которую прибыл. Там грош цена таким понтам как «У меня богатые родители, мой папа начальник». Нужно бросать бандитский, «пацанский» менталитет и нужно дружить с теми, кто нацелен учиться и получить образование. У таких как Тажаяков 30 процентов вины лежит на нем самом, в остальные 70 процентов — вина родителей».
Национальный портал qazaquni.kz, предлагает развесить на улицах наших двух столиц баннер со словами Карла Маркса: «Не знать языка страны проживания может гость, идиот или оккупант, насаждающий свой язык!». «Именно так выразился гениальный лидер коммунизма Карл Маркс», — пишет портал.
«Министры и все чиновники, которые не знают или у которых не хватает мозгов знать государственный язык, действительно ли идиоты, как выразился Карл Маркс? Значит, министры, которые не знают государственного языка и чиновники такого же типа, а также казахстанцы, все они оккупанты или идиоты! Если не так, они должны доказать это своим знанием казахского языка!
Этот баннер, который развешан по улицам Молдовы, Прибалтики, Кавказа и.т.д., нужно развесить и по улицам наших двух столиц, по населенным пунктам. Если нам нужен государственный язык… А если нет, то добровольцы, патриоты, общественники, бизнесмены, которые возьмут все расходы на себя, сделают эту работу, чтобы сохранить Конституционный статус государственного языка. Может быть, коммунисты первыми возьмутся за это благое дело, ведь эта фраза принадлежит вечному вождю коммунистов», — пишет автор Қазыбек Иса.