В вопросах, касающихся Украины, НАТО продолжает настойчиво критиковать Кремль за возвращение к ментальности эпохи «холодной войны».
При этом стратегическое мышление России может напоминать безжалостные геополитические игры 20 века, в то время как военно-аналитические и тактические маневры русской армии продемонстрировали миру новую модель реализации военного сценария в веке 21-м. Эта модель предусматривает применение широкого набора средств, от действий небольших, непонятно чьих отрядов специального назначения, до применения искусства ведения кибер-войн.
В более чем десятке интервью различные специалисты по безопасности, и вообще, все разведывательно-контрразведывательное сообщество свободного мира единогласно, но не без зависти, высоко оценило красоту исполнения «крымского аншлюса».
Тактически, говорят все в один голос, Россия реализовала очень изощренный и в то же время хорошо понимаемый сценарий, на каждом этапе которого она опережала оппонентов на один шаг. Один из экспертов из указанного сообщества назвал эти операции «мастерски выполненными и филигранными».
“Я был впечатлен. Замечательно сыгранное отрицание всего. Эта операция была очень точно и красиво откалибрована . . . Бесшумная, но смертельно эффективная,” — заявил Джонатан Ивал, международный директор лондонского «Королевского объединенного центра обороны и военных исследований». Запад «утерял бдительность, начиная с самого первого дня крымской операции».
В начале июня НАТО очнулось и решило как-то этот вопрос продвинуть. Обсуждались и реализовывались санкции. От России требовали прекратить предполагаемые вмешательства в процессы восточнее Днепра.
Россия продолжала крикливо отрицать свое участие. МИД России заявил, что обвинения в движении оружия российского производства через российско-украинскую границу были «от лукавого».
Поиск доказательств, что Москва опутала сетями восточные области Украины, может стать ключом к любым попыткам НАТО обеспечить чисто дипломатическое решение вопроса. Но там Россия действует еще более изощренно, чем в Крыму, делая невозможными попытки поймать ее за руку.
“В Крыме, очевидно, имела место концентрация крупных сил», — сказал один высокопоставленный сотрудник НАТО. “В восточной Украине действует спецназ. Их там мало — точнее, очень немного…Эти персонажи работают скрытно и очень быстро, накрывая ключевые цели и оставляя остальную работу ополчению.”
Этот же сотрудник ссылается на некоторые примеры того, как группы по шесть спецназовцев, вооруженных дорогостоящими русскими бесшумными автоматами «Вал» и снайперскими комплексами «Винторез», облаченные в современнейший камуфляж, были замечены на позициях ополченцев востока Украины.
Есть еще некоторые категории лиц, которые находятся под пристальным вниманием шефов военной разведки атлантического альянса. TheFinancialTimes были показаны папки с фотографиями, в которых они (шефы разведки НАТО) усмотрели некие странности в поведении не столько вооруженных, сколько некоторых вполне безобидных людей в обычной гражданской одежде. По мнению разведывательных органов НАТО, эти люди отвечали, судя по их расстановке в толпе, за манипулирование коллективным поведением. Скорее всего, они — агенты Службы внешней разведки и Федеральной службы безопасности России, объединившие в своей работе ресурсы русской международной и внутренней разведки и контрразведки.
Даже если эти фотографии назвать уликами, то они весьма косвенны. ФСБ тем временем продолжает работу по долгосрочному окапыванию в Украине, то есть занимается тем же, чем все время после конца «холодной войны», особенно, учитывая исторически сложившуюся традицию содержать там свой аппарат.
“Когда речь о ближнем зарубежье, то там работает ФСБ, а не СВР, — сказал Найджел Инкстер, директор МИ-6 по разведке и операциям до 2006 г. и директор по транснациональным угрозам Международного института стратегических исследований, аналитического центра в Лондоне. — Для России, она [Украина] — все еще вопрос внутренней политики».
“Весь мир ищет в восточной Украине танки и подразделения пехоты, но русские всегда вкладывали очень много средств в развитие войск специального назначения и службы разведки. Это они там работают».
Господин Инкстер добавил, что применяемая тактика является «классической тактикой ФСБ», включая «планирование, подстрекательство, организацию местного вооруженного ополчения и разведку”. Для таких действий много людей не надо.
Источник в руководстве НАТО сказал, что последовательность операций повстанцев предполагала наличие дирижирующей руки. Ополченцы нападали в первую очередь на правительственные здания и центры связи и далее на склады и военные объекты.
Украинскую армию переиграли несколько раз. В мае в Константиновке прокиевским батальоном «Донбас» была предпринята попытка организовать засаду на российских спецназовцев и их подопечных, в результате чего в ловушку попал и был практически полностью уничтожен сам этот батальон. В начале июня повстанцы захватили две военные базы в Луганске.
Отчет НАТО о событиях на востоке Украины говорит, что за вышеизложенными успешными операциями стоит мощная разведывательная машина. В самом деле, кажется, именно разведывательный ресурс есть то, что больше всего поразило экспертов-стратегов НАТО в событиях на Украине.
Это — классическая агентурная, «живая» московская разведка, всегда была сильнее Киева именно в вопросах организации такой деятельности. Сотрудники службы безопасности Украины говорят, что правительство сбежавшего президента Януковича наплодило так много шпионов среди чиновничьей среды и на госслужбе. В целом, их количество, предположительно, составляет одну треть от всех высших руководителей органов правопорядка и безопасности, разведки и контрразведки.
А ведь есть еще и кибер-пространство. Считается, что Россия изобрела злобный вирус «Змея», поразивший сотни, если не тысячи, систем управления электронными данными, в результате чего русской разведке был обеспечен доступ к базам данных многих специальных служб.
НАТО все еще предстоит разработать адекватный ответ скрытой деятельности России.
“Мы бы описали это как операцию влияния. Россия успешно реализовала все инструменты силы — информацию, политику, дипломатию и военную мощь – явную и скрытую. И были еще инструменты экономические”
Учитывая все это, представляется довольно ироничным, что обвиняя Россию в скатывании во времена противостояния социализма-капитализма, НАТО сама и есть та сторона, которая, все больше погружается в жижу «холодной войны», отправляя больше самолетов, войск и кораблей в сторону России.
«FinancialTimesUK» , Сэм Джонс, Роман Олирчук в Киеве и Кортни Уивер в Донецке